Основные компании производители
На сегодняшний день особую популярность завоевали производители костяного фарфор из Англии и Японии. Однако и другие страны могут похвастаться изготовлением качественных изделий из данного материала. Конечно, цены на них немалые, т.к. при изготовлении используются высококачественные компоненты и, к тому же, большинство предметов проходят этап ручной росписи.
Английский костяной фарфор является лидером по количеству фирм-производителей. Они выпускают в продажу качественные сервизы, статуэтки и другие предметы быта, созданные на основе костяного пепла.
В Японию фарфор пришел из Китая. Но страна восходящего солнца внесла свои коррективы. Она стала выпускать белоснежный материал с молочным оттенком. Для этого японцы изменили соотношение костяного компонента в составе смеси, создав свою особую формулу костяного фарфора.
- Британская фабрика, основанная в 1759 году. Изготавливает высокохудожественные коллекции столовой посуды и предметов интерьера из костяного фарфора.
- Royal Doulton. С 1815 года специализируется на производстве фарфоровых предметов разного назначения. Это как повседневные вещи, так и подарочные варианты столовой посуды.
- Бренд Spode. Знаменитая фамилия с 1770 года, которая и сейчас находится у всех на слуху. В настоящее время компания влилась в холдинг Portmeirion Grou, основное направление которого — производство фарфоровых изделий премиум-класса.
- Японская компания Narumi. Начала свой путь в 1911 году. Является поставщиком элитного фарфора Bone China. Изделия от этого бренда разнообразны как по внешнему виду, так и по ценовой категории, поэтому приобрести их сможет каждый желающий.
- Российский императорский фарфоровый завод (ИФЗ). Построен в 1744 году императрицей Елизаветой дочерью Петра Великого. Это было первое отечественное производство. Изначально на фабрике делали мелкие вещицы, в основном для самой императрицы. Позже был построен большой горн и завод стал производить более крупные изделия. В конце 18 века российский ИФЗ стал одним из ведущих производств в Европе. Сейчас предприятие является единственным в России, которое выпускает костяную фарфоровую массу и предметы из нее.
Костяной фарфор Royal Doulton
Это далеко не все известные компании по созданию оригинальных фарфоровых вещей с уникальными художественными особенностями. В их число также входят японские, европейские и венгерские бренды. Они делают посуду для повседневного использования, для ресторанов и гостинец, а также коллекционные и сувенирные изделия. Особенность некоторых предметов в том, что они адоптированы под современные условия жизни, поэтому посуду из костяного фарфора можно мыть в посудомоечной машине и подвергать термическому воздействию.
Как отличить по внешнему виду?
Изделия из фарфора никогда не покрывают глазурью или краской конвейерным способом, то есть производственным. Только ручная роспись может сохранить и приумножить великолепие материала. Естественно, что такой предмет будет и стоить дороже.
Дифференцировать фарфор можно по таким свойствам:
- на дне изделия всегда есть ободок, который не тронут глазурью: если он белый, то в ваших руках – фарфор;
- если изделие из фарфора поднести к свету, оно будет просвечиваться, иные керамические образцы похвастаться этой особенностью не могут;
- если изделие из фарфора объемное, то на его дне не будет глазури (обжиг ведется при высочайших температурах, глазурованное дно в таком случае банально прилипнет к подставке);
- помните про «музыкальность» фарфора – если по нему постучать, звук будет чистым и ясным.
Специалисты хорошо отличают английский фарфор от, например, французского. Французский материал сделан из мелкозернистой стекловидной массы с глазурью, он идеален для живописных опытов. Английский фарфор включает жженую кость крупного рогатого скота, фосфорнокислые соли и каолин, а внешне напоминает белый алебастр. Его часто используют для росписи позолотой и даже украшения драгоценностями.
Другие европейские аналоги материала каолина не содержат и хотя внешне идентичны фарфору, состав их все же больше тяготеет к стеклу. На такой материал можно наносить много красок: они спекаются с глазурью и делают роспись еще более прозрачной, блестящей.
В фарфоре (если сравнивать его с тем же фаянсом) меньше глины, больше других составляющих. Тем и определяется его стекловидность, поэтому и выглядит он тоньше прочей керамики.
Исторический путь фаянсовой посуды
Разновидность керамики – фаянс уже по одному своему названию дает подсказку о месте своего происхождения. Это Италия, городок Фаэнца, где в XVI веке начали изготавливать предметы из фаянса.
Хотя археологические данные дают другую информацию. При раскопках первые фаянсовые черепки посуды были обнаружены в Китае и Древнем Египте, внешний вид которых указывал на то, что этот керамический материал появился в IV-V веках. Затем осколки фаянсовых предметов находили в Японии, Корее и Иране.
Россия
В России впервые стали изготавливать майолику (разновидность керамики), напоминающую фаянс, в XVII веке. Затем в XVIII веке гжельские и петербургские мануфактуры начали успешно делать фаянсовую посуду массового спроса.
Конаковский фаянс в России известен многим. Начало этому делу положил промышленник М.С. Кузнецов, выкупив фарфоровый завод в Конаково в 1870 году. Воплощая свою главную идею, которая заключалась в доступности керамических изделий всем слоям населения, он наладил выпуск посуды из фаянса, причем достаточно успешно. Фаянсовые предметы пользовались большим спросом у населения и массово выкупались. В то время они были всегда колоритно-яркими, к тому же дешевыми.
Ростовская область так же славилась изготовлением самобытной керамики. Сюда можно отнести семикаракорский фаянс. Этот промысел берет свое начало из вековых традиций гончарного ремесла станицы казаков — Семикаракорской.
Отличительной чертой семикаракорского фаянса является роспись, выполненная в виде букетно-растительного орнамента, в котором всегда присутствует крупный, центральный цветок. Сюжетные композиции из жизни казачьего Дона на этих изделиях индивидуальны и выразительны.
Белоснежный, расписной фаянс с ажурными кружевными орнаментами тоже известен и любим многими. Семикаракорский, художественный промысел работает и по сей день, радуя любителей своими произведениями на этом виде материала.
Различие в химическом составе и правилах обжига
Процесс создания фарфора значительно сложнее изготовления керамики. Поэтому и цена на фарфоровые изделия выше.
Важнейшим условием является строгое соблюдение пропорций каолиновых глин с остальными компонентами. Полученную пластичную массу укладывают в гипсовые формы. Дальнейшие сушка и двойной обжиг должны происходить в соответствии с технологическими требованиями. Температура может варьироваться в пределах 1300°C — 1460°C. В результате должен получиться черепок с мелкозернистой спёкшейся структурой, белого цвета. Показатель поглощения жидкости не превышает 0,2%, что позволяет подобные материалы даже не покрывать эмалевым слоем. Неглазурованный матовый фарфор называют бисквитом. В целях защиты изделия и придания декоративных эффектов его подвергают глазурованию и раскраске.
Глиняное тесто для керамики может содержать целый перечень органических и минеральных составляющих. Оно более пластичное, поэтому форму ему придают в ручную или с помощью гипсовых форм. После изделие просушивают, глазуруют и обжигают при температурах 700 °C – 1050 °C. В результате получают крупнозернистый пористый черепок. Поглощение жидкости может составлять 14 % – 18%. Изделия после обжига могут приобрести жёлтый, кремовый, красно-коричневый, зеленовато-коричневый, серый, чёрный, белый цвета.
Производство керамики
Достаточно просто понять, что фарфор из-за своей спёкшейся структуры значительно прочнее, легче и тоньше изделий из керамики. Не подвергается в такой степени старению, выраженному в появлении трещин на поверхности эмалевого покрытия. Стенки пропускают свет. Фарфор будто поёт, издавая чистый долгий звук. Из-за более дорогого процесса производства имеет высокую стоимость.
Что такое керамика и фарфор?
Керамика – изделия их различных неорганических материалов, которые изготовлены под воздействием высокой температуры. Керамика уже на протяжении многих лет восхищает людей, особенно когда речь идет о шедеврах признанных мастеров. История керамики насчитывает тысячи лет, и многие ученые даже полагают, что этот материал является едва ли не самым первым, который создал человек своими руками. В первое время, когда развитие человечества было на самой ранней стадии, керамика в основном использовалась для изготовления различной посуды. Сейчас же материал широко применяется в самых различных отраслях: машиностроении, строительстве, медицине и науке. Сейчас активно применяется и нанокерамика – специальный материал, служащий для производства сложных приборов.Фарфор является одним из видов керамики, и если быть более точным – одним из видов тонкой керамики. Его получают путем высокотемпературного обжига различных смесей, что делает его непроницаемым для воды и даже газа. Главной внешней отличительной особенностью этого вида тонкой керамики является тот факт, что фарфор просвечивается. Многие производители сувениров активно пользуются этим свойством материала, создавая красивые просвечивающиеся статуэтки, пользующиеся огромной популярностью среди покупателей.
Кроме того, фарфор имеет ряд особенностей, которые отличают его от других материалов:
Если легонечко ударить по фарфоровому изделию деревянной палочкой, то можно услышать чистый и высокий звук, который характерен только для фарфора.
Материал прекрасно подходит для расписывания. Многие народы имеют даже свою технику расписывания фарфора: например, в странах Азии можно купить красивые чайные фарфоровые сервизы. Способы декорирования материала могут быть самыми разными. Собственно, это и является основной причиной того, что он так широко востребован.
В отличие от других видов керамики, фарфор со временем практически не меняет свой внешний вид. Например, у фаянса можно наблюдать миниатюрные трещины, похожие на паутинки. Это, конечно, не является каким-либо дефектом, ведь речь идет о естественном процессе. Но, тем не менее, твердость фарфора препятствует образованию на нем каких-либо трещин.
Состав и разновидности
Фарфор получают путём обжига крупнодисперсной смеси каолина (Al2O3*2SiO2*2H2O), кварца (SiO2), полевого шпата (ряд К[AlSi3O8] — Na[AlSi3O8] — Са[Al2Si2O8]) и пластичной глины (в основном каолин, с включениями ионов-хромофоров).
В зависимости от состава фарфоровой массы фарфор также делится на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не только химическим составом, но и более низкой температурой обжига, а также повышенной хрупкостью и чувствительностью к колебаниям температуры.
Твёрдый фарфор
, в состав которого входит 47—66 % каолина, 25 % кварца и 25 % полевого шпата, богаче каолином (глинозёмом) и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (от 1400 °C до 1460 °C).
Самым твёрдым фарфором является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также каолин, кварц и т. д., и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью. Твёрдый фарфор используется обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).
Мягкий фарфор
более разнообразен по химическому составу и состоит из 25—40 % каолина, 45 % кварца и 30 % полевого шпата. Температура обжига не превышает 1300—1350 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий.
Фарфор, как правило, покрывают глазурью. Белый, матовый, не покрытый глазурью фарфор называется бисквитом. В эпоху классицизма бисквит употреблялся в качестве вставок в мебельные изделия.
Роспись фарфора
Фарфор расписывается двумя способами: подглазурной росписью и надглазурной росписью.
При подглазурнoй рoсписи краски наносятся на неглазурованный фарфор после его обжига при температуре около 850 °C. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью и подвергается высокотемпературному обжигу при температуре до 1350 °C. Для подглазурной росписи как правило используется синяя кобальтовая, значительно реже красная краска на медной основе, которая более чувствительна к обжигу.
Декоративный фарфор. Узбекский чайный сервиз
Палитра красок надглазурной росписи богаче, надглазурная роспись наносится по глазурованному белью (профессиональный термин нерасписанного белого фарфора) и после обжигается в муфельной печи при температуре от 780 до 850 градусов.
При обжиге происходит сплавление краски с глазурью, что делает роспись более устойчивой к внешнему воздействию. Краски после хорошего обжига блестят (кроме специальных матовых красок, используемых только для декоративных целей), не имеют никаких шероховатостей.
Особую группу красок для росписи фарфора представляют краски, в состав которых входят благородные металлы: золото, платина и серебро (так называемый аргентин). Золотые краски с более низким процентом содержания золота (10—12 %) обжигаются при температуре 720—760 °C (костяной фарфор обжигается при более низкой температуре, чем твёрдый «настоящий» фарфор). Эти краски более декоративные, и декорированные ими изделия нельзя подвергать механическому воздействию (мыть абразивными средствами и в посудомоечной машине).
Золотые, серебряные пигменты для росписи по обожжённой глазури (также «люстры»), полирголь полировочный и порошковое золото и серебро (50-90-процентное) обжигаются при более высокой температуре вместе с красками. Полировочный полирголь и порошковое золото после обжига имеют матовую поверхность и цируются агатовым карандашом, при этом растушёвка узора не подлежит исправлению, поэтому такой вид обработки требует очень высокой квалификации). Сочетание матового и блестящего после цировки золота создаёт дополнительный декоративный эффект на фарфоре. Люстры и порошковые золотые краски более устойчивы на фарфоре, чем 10-12 % глянц. Декорирование фарфора глянцем является наиболее дешёвым способом украшения фарфора.
Надглазурная роспись выполняется на живичном скипидаре и скипидарном масле. Краски подвергаются предварительному замачиванию на палитре на сутки и более. Перед нанесением краски тщательно растираются с добавлением скипидарного масла. Скипидар в баночках должен быть сухой, слегка жирный (скипидар постепенно переходит из одного состояния в другое).
Масло тоже должно быть более текучее и более густое. Для работы берётся кусочек замоченной краски, добавляется масло, скипидар — и смесь разводится до консистенции густой сметаны. Для мазковой росписи кистью разводят краску чуть погуще, для перьевой росписи — чуть пожиже.
Важно, чтобы краска не растекалась из-под пера или кисти. Подглазурная краска разводится на воде, сахаре с добавлением малого количества глицерина.
Керамика и фарфор: что это?
Керамикой принято называть изделия из глины или подобных ей веществ, в которые вводятся минеральные добавки. Керамика поддается формированию и воздействию высокой температуры (обжиг). Для изготовления керамики используют:
- Глину — она представляет собой полимерные горные породы, состоящие из кремния, соды, железа, полевого шпата и т. д.
- Каолин — миоминеральную породу, состоящую из каолинита.
- Отощающие материалы, которые снижают усадку при обжиге изделий (это кварцевый песок, глинозем и т. д.).
- Плавни, которые понижают температуру спекания.
Керамические сосуды и горшки
Керамика также может покрываться глазурью, придающей изделиям более привлекательный вид. Существуют такие виды керамики:
- Тонкая: она имеет мелкозернистую структуру, а черепок такой керамики практически прозрачный из-за своей небольшой толщины. Примером такой керамики является фарфор и фаянс.
- Грубая: структура такой керамики крупнозернистая. Грубая керамика используется в гончарном деле.
Керамический предмет обладает списком неоспоримых преимуществ. Прежде всего керамика экологически безопасна, так как не имеет в своем составе каких-либо химических веществ. Кроме того, керамика устойчива к воздействию высокой температуры. Прочность также считается преимуществом таких изделий. Керамика применяется не только в производстве посуды. Свойства материала делают его идеальным сырьем для таких отраслей, как приборостроение и машиностроение, наука, медицина и т. д.
Как уже было сказано, фарфор является разновидностью керамики, характеризующийся непроницаемостью для воздуха и воды, и это несмотря на то, что он является тонким материалом. Фарфоровый предмет обладает идеальным белым цветом и равномерной структурой. Это и обеспечивает материал невероятной прочностью, хотя сам фарфор визуально кажется очень хрупким.
Фарфор существует в таких видах:
- Твердый: его получают путем двойного обжига под воздействием температуры 1350-1450 градусов. Этим и объясняется прочность данного вида фарфора. Исходя из сферы применения, твердый фарфор делят на хозяйственный, электротехнический, химический и художественный. Что касается групп, то фарфор бывает европейским (основная часть состава приходится на глину) и восточный (на него воздействуют умеренной температурой, а сам материал содержит меньше каолина).
- Мягкий: такой фарфор получают, благодаря обжигу при температуре менее 1350 градусов. Визуально мягкий фарфор невозможно отличить от твердого, хотя он считается более хрупким материалом. Весь мягкий фарфор, в зависимости от особенностей технологии изготовления, делят на европейский, французский и английский.
Чем отличается керамика от фарфора и фаянса
Ответить на вопрос об отличии фаянса от фарфора или керамики нам поможет короткий экскурс в историю появления этих материалов и их изготовления.
Немного истории
Если говорить простым языком, то керамика — это обожженная глина. Первые керамические предметы научились делать еще в глубокой древности, задолго до наступления нашей эры. Так, первые изделия из обожженной глины относят к 29-25 тысячелетиям до нашей эры. С развитием этого направления в глину стали добавлять разнообразные неорганические вещества и минеральные добавки. Но лишь в начале нашей эры изобрели более совершенные материалы — фаянс и фарфор. Они являются разновидностью керамики и отличаются друг от друга составом, условиями производства и характеристиками.
Производство фарфора, фаянса и керамики
Керамические изделия получают путем просеивания и смешивания глины с минеральными добавками и неорганическими соединениями, после чего обжигают при очень высоких температурах (до 1500 градусов Цельсия). В зависимости от количества добавок и температуры обжига различают тонкую и грубую керамики. У тонкой керамики черепок мелкозернистый или стекловидный, а у грубой — крупнозернистый. К числу первой относят фарфор, майолику, фаянс и другие виды, причем самыми популярными и дорогими из них считаются фаянс и фарфор. Грубая керамика — материалы, получаемые в процессе гончарного производства.
Фаянс и фарфор имеют схожее производство. Их изготавливают из одинаковых материалов, но взятых в разных пропорциях и обожженных в неодинаковых условиях. На первом этапе готовят и обрабатывают сырье, просеивают и фильтруют его. После этого масса выдерживается в прохладном помещении и повторно обрабатывается. На последующих этапах изделия формируют, сушат, обжигают в особых печах и украшают при помощи специальных красок и рельефного декора.
Фаянс — это материал, в составе которого примесей больше, чем глины, а температура обжига составляет 1000–1300 градусов. Он применяется чаще всего для бытовых целей (например, у каждого в доме есть фаянсовая посуда). Фарфор содержит большее процентное соотношение глины и обжигается 2 раза — до нанесения глазури и после. При этом второй раз обжиг происходит при температуре около 1500 градусов. Используется он помимо бытовых в декоративных и научно-исследовательских целях (например, в лабораториях).
Как отличить фарфор от фаянса и керамики. 5 основных признаков
Отличить фарфор или фаянс от керамики труда не составит. Фарфоровая и фаянсовая посуда выглядит тонко, изящно и красиво, а керамика кажется более грубой и менее искусной. Куда труднее отличить фарфор от фаянса. Назовем основные отличия:
- фарфор, даже покрытый глазурью, просвечивает в солнечных лучах, в то время как фаянс плотен и свет не пропускает;
- на нижней части фарфоровой статуэтки или чашки обязательно есть шероховатости вследствие того, что донышко не покрывают глазурью, тогда как поверхность фаянса полностью гладкая и не имеет неровностей;
- если слегка ударить по изделию из фарфора, оно издает длинный высокий звук наподобие хрустального звона, фаянс же издает резкий треск, похожий на звук разбитого стекла или глухой звук;
- фаянс имеет низкие теплопроводные свойства, поэтому ручка фаянсовой чашки с горячим чаем всегда будет оставаться холодной, в то время как фарфоровая емкость нагреется;
- несмотря на то, что фарфор не имеет пор, он намного легче фаянса.
Особенности современных моделей
Используемые материалы
Современная промышленность выпускает огромное количество различных сантехнических приборов. Наиболее популярные материалы, применяемые для этого, приведены в таблице.
Материал | Особенности |
Стекло | Унитазы из стекла отличаются привлекательным внешним видом, но требуют весьма тщательного ухода. Малейшие разводы или следы засохших брызг от воды внесут диссонанс в изысканный интерьер вашей туалетной комнаты. |
Нержавеющая сталь | Этот материал отличается повышенной прочностью и легко очищается от загрязнений. Благодаря этим качествам приборы из нержавейки чаще всего устанавливают в местах общего пользования. Большой недостаток описываемых моделей – высокая цена и слишком утилитарный внешний вид. |
Полимербетон (искусственный камень) | Унитазы класса люкс. Их стоимость достаточно высока, но она вполне оправдана изысканным внешним видом и самыми неожиданными формами. В продаже встречаются очень редко и изготавливаются, как правило, по индивидуальным заказам. |
Натуральный камень | Очень и очень дорогие модели, которые производятся в единичных вариантах. Выглядят изысканно и элитно, но поверхность камня очень чувствительна к моющим средствам, содержащим кислоты. |
Санитарная керамика | К этой категории относятся фарфоровые и фаянсовые изделия. Унитаз из фарфора отличается более гладкой и красивой поверхностью, фаянсовый – более дешев, отлично выдерживает воздействие кислот и щелочей, но разрушается от чрезмерного физического воздействия. |
Наибольшее распространение получили именно изделия из санитарной керамики. Об их технических характеристиках и потребительских свойствах пойдет речь ниже.
Фаянс
Для изготовления таких унитазов используется белая глина, поэтому они имеют плотную мелкопористую структуру. Из-за этого изделие характеризуется повышенным как для сантехнического прибора коэффициентом водопоглощения (этот показатель составляет 0,5%). Чтобы избежать пропитывания устройства водой, его поверхность покрывается слоем специальной глазури.
Этот слой защищает унитаз от проникновения внутрь воды и придает изделию привлекательный внешний вид.
Преимущества использования глазури для оформления унитазов налицо:
- обеспечивает нужный уровень влагостойкости;
- придает предмету привлекательный внешний вид, который сохраняется в течение длительного времени;
- не изменяет цвет и блеск от воздействия негативных внешних факторов.
Фаянсовые приборы отличаются тонкими стенками. Это сделано специально, чтобы не придавать унитазу слишком массивный внешний вид. Но особые способы обработки и слой глазури обеспечивают надежность, которой достаточно для повседневного применения.
Преимущество фаянса состоит еще и в его дешевизне. Как правило, унитазы из этого материала стоят намного меньше, чем аналогичные изделия, выполненные из фарфора.
Фарфор
Чтобы изготовить такой унитаз, нужно в добытую белую глину добавить кварц и полевой шпат. Благодаря этим двум элементам коэффициент водопоглощения готового изделия уменьшается на порядок и составляет 0,05%. Кроме того, намного повышаются и технические характеристики.
Унитазы из фарфора обладают следующими преимуществами:
благодаря сверхгладкой плотной поверхности хуже впитывают грязь и неприятные запахи, что немаловажно для туалетной комнаты;
за счет однородной структуры фарфор легче очистить от загрязнений, для сохранения его внешнего вида нужно прикладывать намного меньше усилий;
на поверхности унитаза со временем не образуется желтый налет от постоянного контакта с водой и биологическими отходами;
рассматриваемый материал более крепок по сравнению с фаянсом.
Как фаянсовые, так и фарфоровые унитазы покрываются специальной глазурью, из-за которой внешне отличить эти модели очень проблематично. Если вы сомневаетесь в правильности выбора, обратитесь к продавцу-консультанту за помощью.
Кроме того, старайтесь покупать модели, обработанные специальными составами, препятствующими накоплению грязи на поверхности сантехнического устройства. Это поможет вам увеличить срок службы изделия и сократит время на его мытье.
Критерии выбора
Перед тем как отправляться в специализированный строительный супермаркет и выбирать там фарфоровый или фаянсовый унитаз, нелишним будет определиться с основными критериями, на которые стоит обращать внимание при покупке конкретной модели:
- Основание унитаза должно без проблем подключаться к обустроенной у вас в квартире или доме
. Например, унитазы с вертикальным выпуском невозможно будет состыковать с горловиной сливной трубы, вмонтированной в стену. - Геометрические размеры сантехнического прибора должны подбираться так, чтобы им удобно было пользоваться, и он максимально органично вписывался в интерьер вашей туалетной комнаты.
Если вы покупаете фаянсовые или фарфоровые унитазы в комплекте с бачком, обратите внимание на простоту их установки своими руками.
Внешний вид изделия должен соответствовать общей стилистике помещения. Однако декоративная составляющая не должна ставиться во главу угла
Позаботьтесь и об эргономике использования.
Независимо от того, какой вы предпочитаете унитаз – фарфор или фаянс – выберете такую форму чаши, чтобы при сливе вода меньше разбрызгивалась.
Критерии выбора при покупке
Покупка вещей из костяного фарфора достаточно ответственное занятие. Многие недобросовестные продавцы хотят набить свои карманы за счет неопытности покупателей
Чтобы купить настоящее фарфоровое изделие, важно уметь правильно проверять его качество. Для этого следует:
обратить внимание на цвет фарфора. Он должен быть не синюшно белым, а иметь слегка теплый оттенок. Излишняя белизна свидетельствует о минимальном количестве фосфата кальция в составе;
проверить прозрачность
Настоящий костяной фарфор имеет хорошую пропускную способность. Если держать предмет в руках напротив солнца, то через него должны быть видны очертания пальцев;
оценить поверхность. На ней не должно быть никаких дефектов, начиная от тонкой сеточки трещин на глазури и заканчивая наплывами или неровным ободом верхней части;
изучить рисунок. Как правило, декор наносится вручную, поэтому на нем должны различаться легкие следы от кисти;
посмотреть производителя. На обороте настоящего изделия должно быть клеймо известного производителя. Если такового нет, нужно задуматься о подлинности товара.
Излишняя белизна свидетельствует о минимальном количестве фосфата кальция в составе;
проверить прозрачность. Настоящий костяной фарфор имеет хорошую пропускную способность. Если держать предмет в руках напротив солнца, то через него должны быть видны очертания пальцев;
оценить поверхность. На ней не должно быть никаких дефектов, начиная от тонкой сеточки трещин на глазури и заканчивая наплывами или неровным ободом верхней части;
изучить рисунок. Как правило, декор наносится вручную, поэтому на нем должны различаться легкие следы от кисти;
посмотреть производителя. На обороте настоящего изделия должно быть клеймо известного производителя. Если такового нет, нужно задуматься о подлинности товара.
При выборе костяного фарфора необходимо оценить поверхность
В момент приобретения костяного фарфора нужно убедиться в его гладкости, отсутствии дырочек, пузырьков, вкраплений, сколов и царапин. На ощупь он должен быть достаточно приятным. Поверхность оценивается на солнце, как изнутри, так и снаружи.
При покупке чайного или кофейного сервиза обращают внимание на клеймо на каждом предмете, входящем в него. Если оно присутствует на всех чашках и блюдцах, причем является меткой фирмы, которая у всех на слуху, то перед вами настоящее изделие. Если же стоит клеймо неизвестного производителя, то информацию о нем желательно изучить до того, как будет куплен комплект или одно изделие
Если же стоит клеймо неизвестного производителя, то информацию о нем желательно изучить до того, как будет куплен комплект или одно изделие.
Как отличить
У коллекционеров нередко встаёт вопрос, чем отличается фарфор от обычной керамики. В первом меньше глины, к тому же другие составляющие повышают его стекловидность.
Неподготовленному человеку сложно отличить фаянс от обычной керамики. Но есть ряд признаков, которыми делятся специалисты:
- По ободку. Посуду нужно повернуть и глянуть на ободок. Если он не обработан глазурью и край белый, то изделие фарфоровое, а если сероватый или бежевый – фаянсовое.
- По просвечиванию. Тонкая фарфоровая посуда просвечивает напротив источника света, а фаянсовая – нет.
- По донышку. У фарфоровых статуэток глазурь на дне счищают перед повторным высокотемпературным обжигом, чтобы изделие не приклеилось к подставке.
- По звуку. Этот метод нуждается в наличии опыта. Небольшие касания или постукивания ногтями по фарфоровой тарелке или чашке вызовут более тонкий звук, без глухих тонов.
- По трещинам на глазури. Фаянс менее долговечен, глазурь на нём быстро покрывается сеточкой трещин. Это не считается недостатком, но позволяет определить разновидность керамики.
- По весу. Фаянсовые изделия намного тяжелее, чем кажется при осмотре, поэтому можно просто оценить, выглядит ли изделие больше реального веса.
- Цвет декора. При высоких температурах цвета на фарфоре выгорают, обычно такая посуда белая. Цветные фарфоровые изделия очень редкие и дорогие.