Чем полезны компьютерные игры
Многие считают, что современные компьютерные игры не представляют собой абсолютно никакой пользы, оказывая негативное влияние как на наше сознание, так и на физическое состояние. Однако следует отметить, что компьютерные игры обладают рядом преимуществ и положительных для здоровья свойств:
Развивают память, внимание и логику
В 2009 году ученые провели исследование пользы и вреда действия компьютерных игр на способности, главным объектом которого стала всем известная видеоигра японских разработчиков «Марио», где по условиям игроку необходимо «прыгать» с платформы на платформу, собирая монетки и прочие призы. Группе испытуемых было предложено ежедневно уделять «Марио» определенное количество времени. Через несколько дней исследователи подвели итог: оказалось, что платформеры (именно к этому жанру игр и относится «Марио») развивают полезные способности ориентации человека в пространстве, стимулируют работу памяти, развитие логики и стратегического планирования.
Данные другого эксперимента показали, что головоломки типа «Тетрис» также имеют пользу помогать избавляться от неприятных мыслей, тяжелых воспоминаний, а также излечивать посттравматические расстройства и понижать тягу к перееданию.
Улучшают зрение
Далеко не секрет, что долгое времяпрепровождение за экраном компьютера влечет вред ухудшения зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз.
В ходе эксперимента учеными Рочестерского университета сделано заключение о пользе компьютерных игр-шутеров от первого лица (вида экшн-игр, так называемых стрелялок, в которых игрок ассоциирует себя с героем). Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать самые маленькие детали вещей и предметов: к примеру, тонкие оттенки серого цвета. Такой полезный навык особенно может пригодиться водителям в туманную погоду.
Компьютерные шутеры от первого лица также имеют полезное свойство стимулировать работу передней поясной коры, теменной и лобной долей мозга
Именно эти участки отвечают за наше внимание и способность к многозадачности
С тем же важно знать меру в подобных полезных «тренировках мозга», чтобы не столкнуться с обратным эффектом. Оптимальным, не дающим вред негативного воздействия считают время игры до 6 часов в неделю
Снимают стресс
Компьютерные игры способны приносить пользу и для психического состояния человека, помогая избавиться от стрессов, депрессии, успокоить нервы и поднять настроение.
Это доказали ученые Оксфордского университета: в ходе исследований было установлено, что полезные свойства увлечения видеоиграми проявляются в снижении травматических воспоминаний и тяжелых переживаний, которые содержит наше сознание.
В течение 20 минут группе испытуемых демонстрировали материалы, провоцирующие бурную эмоциональную реакцию. В образный ряд были включены автомобильные аварии, различного рода трогательные или трагические сцены. После этого половине испытуемых было предложено поиграть 10 минут в «Тетрис», в отличие от контрольной группы участников.
Результаты показали, что эмоциональная реакция людей, игравших в «Тетрис», оказалась более уравновешенной, чем у контрольной группы – их память освободилась от большей части негативных переживаний, полученных в первой части эксперимента.
Существует ряд компьютерных игр, созданных для широкого круга пользователей – они отличаются довольно простыми условиями и цветным, приятным глазу интерфейсом. Если игрок сталкивается с определенной трудностью – игра обязательно поможет и подскажет, что делать дальше. Такие приложения разрабатываются с пользой заполнения досуга или, например, времени, которое человек проводит в общественном транспорте – всего полчаса игры в день имеют полезное свойство, отвлекая, устранять беспокойство, плохие мысли, облегчать вред депрессивных состояний, поднимать позитивный эмоциональный фон.
Компьютерные игры для детей: польза или вред
На вопрос о пользе и вреде компьютерных игр для детей до сих пор не найден однозначный ответ, ведь мнения сильно расходятся. Кто-то считает, что детям незачем увлекаться такой ерундой – читать книги и делать уроки будет более полезно, нежели портить зрение за экраном монитора. Другие же уверенны, что компьютерные игры развивают ребенка, приносят ему удовольствие – тогда в чем же беда?
Все зависит от вида компьютерной игры, которой увлекается ребенок.
«Стрелялки»: такие игры зачастую содержат в себе сцены насилия и убийств. Играя в одну из них, ребенок буквально воспринимает все происходящее на экране, где он в упор расстреливает своих врагов. В результате вид крови и трупов становятся для него довольно привычными вещами, и сам он невольно начинает переносить всю агрессию из игры в реальный мир
Именно поэтому детские психологи настоятельно рекомендуют оградить ребенка от кровожадных компьютерных игр, заменив их развивающими.
Развивающие компьютерные игры, в свою очередь, могут оказаться весьма полезными для детского развития: с их помощью можно тренировать память и внимание ребенка, моторику рук и глаз, развивать образное мышление и фантазию. Существует многообразие развивающих компьютерных игр, рассчитанных на разный характер и возраст ребенка
Например, активному и подвижному малышу рекомендуется давать быстрые и динамичные игры, в то время как тихий и спокойный ребенок с удовольствием пройдет компьютерный квест, где предлагается решить определенную задачу.
Вы можете заработать «геймерский захват»
Даже делая перерывы и сохраняя свое тело активным между игровыми сессиями, единственный способ взаимодействия с игрой возможен через мышь или контроллер. Чаще всего игрок выполняет однотипные, повторяющиеся действия, а эффект от их постоянного использования может проявиться только через несколько лет.
Еще в 2003 году BBC сообщила, что у некоторых игроков из-за повторяющихся действий могут возникать травмы пальцев или проблемы кистей рук. В те времена на рынке царствовала Nintendo и эффект назвали нинтендонитом (не путать с туннельным синдромом запястья) — на русском языке он больше известен как «геймерский захват», хотя исследований на эту тему найти не удалось.
Западные исследователи отмечают, что этот эффект проявляется при неоднократном выполнении одного и того же движения снова и снова, например, когда вы яростно прожимаете одни и те же кнопки, отвечающие за удары в файтинге или стрельбу в шутере. Как правило, неприятные ощущения появляются в районе запястья или кисти, но могут подниматься выше до предплечий и локтей, в зависимости от конституции тела человека и стиля игры.
Причина увлеченности компьютерными играми
Порой человек, не в силах оторваться от экрана, сам не замечает, как медленно втягивается в игровой процесс. Польза от переключения на приятное увлекательное занятие и возможность расслабиться перерастают во вред зависимости. И на это есть своя причина: увлекаясь какой-либо компьютерной игрой, мы автоматически принимаем на себя образ игрового персонажа, как бы надеваем на себя его маску. И тогда появляется способность напрямую влиять на игровой мир, подстраивая под себя всю виртуальную реальность.
В голове у компьютерного игрока возникает своего рода иллюзия власти и всесилия: именно он получает свойства подчинять себе инсталлированный мир, установить там собственные правила и добиваться всех поставленных целей. И человек, заполучив такое величие и превосходство в компьютерном мире, постепенно перестает нуждаться в мире реальном. В этом просто нет необходимости – ведь в физической реальности уже нельзя так легко манипулировать окружающими. В реальной действительности — уже в маске обычного человека — игрок теряет свое могущество. Именно поэтому компьютерные игроманы, пребывая в физическом мире, так ждут возвращения в свою, собственную Вселенную.
Психологические исследования показали, что зачастую во вред игровой зависимости попадают не удовлетворенные жизнью люди, страдающие от одиночества или отсутствия цели в жизни. Благодаря свойствам виртуального пространства они обретают все те возможности, которых лишены в реальной жизни. За счет достижения определенных целей и задач в игре самооценка таких людей имеет свойство повышаться, человек получает искусственно самоутверждение.
Считается, что с помощью компьютерных игр нам свойственно убегать от своих реальных проблем, и чем глубже проблемы – тем сильнее желание забыть о реальности тем глубже погружение в мир игры. Именно поэтому прежде чем лечить приносящую вред игровую зависимость, необходимо разобраться: какие полезные мотивы замещает активность в выдуманном мире? От каких проблем реальности человек пытался таким способом сбежать?
Без борьбы получать желаемое не интересно
Человек существо социальное, а значит, мы все время отвоевываем «свое место под солнцем». В ход идут всевозможные способы: объединение в группы (легче дать отпор), показательная демонстрация финансовых достижений (дорогая машина) или физического превосходства (культуризм), пикировки и многое другое.
В игре это все тоже присутствует, но более структурировано. И какое вы занимаете положение, и на что можете рассчитывать в той или иной ситуации, более определено. Всегда есть возможность побороться, пусть не со своим непосредственным начальником, а со страшным (и часто, не менее противным) монстром. Побороть его более безопасно, и вас ожидает обязательное вознаграждение.
Симптомы игровой зависимости
Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:
- одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
- частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
- компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
- по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
- наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.
К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.
Удиви меня
Люди любят, когда их удивляют. На современного человека сегодня выливается такой информационный поток, что мы научились его не воспринимать. И, чтобы завладеть нашим сознанием, нужно что-то такое, что вызовет удивление и восхищение. Именно игры, которые способны удивлять становятся наиболее популярными, притягивая к себе огромное количество людей. Методы, которые задействуются создателями игр, чтобы вызвать наше удивление:
Есть вопрос по программированию?
Спроси на форуме. Здесь ответят.
Создать тему
- механика игры;
- графика;
- игровой мир и пр.
А происходит это потому, что нам нравится неизведанное
Немного статистики
Статистика по распространенности данной зависимости существенно отличается у разных исследователей. Доктор психологических наук Александр Георгиевич Шмелев считает, что около 10–14% людей, пользующихся компьютером, являются «заядлыми игроками». В то же время психолог Гарвардского университета Мареза Орзак приводит куда менее утешительную статистику: она считает, что среди лиц, играющих в компьютерные игры, 40–80% страдают зависимостью.
Существуют некоторые гендерные и возрастные аспекты подобной аддикции (англ. addiction – зависимость, пагубная привычка, в широком смысле, – ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности). Интенсивность увлечения компьютерными играми более выражена среди юношей, чем среди девушек. Юноши, в среднем, расходуют на компьютерные игры в 2 раза больше времени. Чем старше и образованнее человек, тем он меньше времени тратит на компьютерные игры (появляются совершенно другие цели, и становится жалко тратить время впустую).
Законы реальности
Что делает реальность реальной? Мы привыкли, что она существует по определённым законам. Мы знаем, что огонь горячий, вода жидкая, холодный воздух опускается, а горячий — наоборот, поднимается.
Если вдруг мы проснёмся и заметим, что можем проходить сквозь твёрдые тела или научились парить в воздухе, то нам сложно будет в это поверить. Ведь мы знаем, что наша реальность устроена иначе, что её законы работают по-другому.
Точно такие же законы действуют и в играх. Они могут отличаться от того, как всё устроено в привычной реальности, но они всё же существуют. Например, внутри игр действует обычная или немного изменённая физика.
Если же в игре нет объёмного пространства, а управляем мы не персонажем, а простыми кубиками, то и там есть определённые правила. В тетрисе любой ряд исчезает, если заполнить его блоками.
И это правило соблюдается в 100% случаев, если игра работает исправно. Если нет, то мы перестаём в неё играть, потому что она ничем не лучше нашей реальности. Сейчас поясню, что имею в виду.
Подобные «работающие» правила есть и в реальной жизни. Например:
- Будешь хорошо учиться — сможешь устроиться на хорошую работу и получать большие деньги.
- Школьные знания пригодятся вам в жизни.
- Нужно быть послушным.
- Старшие всегда правы, они многое повидали, их нужно уважать.
- Голосуй за партию N, тогда всё будет хорошо.
- Веди здоровый образ жизни — дольше проживёшь.
- Чем сильнее будешь стараться, тем большего добьёшься.
Чувствуете, к чему я клоню? Всё это в большинстве случаев — ложь. Это правила, по которым должна существовать наша реальность, но они не работают.
Ты можешь запоминать всё, чему тебя учили в школе, получать лучшие оценки и быть послушным. Но хорошую работу получит троечник, потому что:
- У него богатые и влиятельные родственники.
- Он достаточно смел, чтобы бросать вызов судьбе, — он не будет послушно мириться с неудачами.
- Вместо биологии, которая ему не нужна, он приобретал связи и социальные навыки, чтобы стать отличным менеджером.
То же самое и с другими правилами. Старшие могут ошибаться, курильщики могут прожить дольше, а тебя собьёт грузовик, пока будешь на пробежке. Это касается вообще всего: от здоровья до законов государства — всё может пойти не так, как мы ожидаем.
Нет стабильности, нет определённости, нет справедливости. Есть только ложь и разочарование.
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете
Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным
Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Экономика образования
Игра на опережение: чем бизнесу поможет геймификация услуг
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она
Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Ваши глаза могут начать болеть и краснеть
Вряд ли вы удивитесь, если узнаете, что длительно смотреть на любые экраны вредно для глаз и не важно, это панель телевизора или планшета. Синдром компьютерного зрения (CVS) охватывает широкий спектр проблем с глазами тех людей, кто постоянно таращиться в мониторы и касается не только геймеров, но вообще всех современных людей
В частности, это может быть раздражение сетчатки глаза, усталость глаза, снижение качества или остроты зрения к концу рабочего дня (игровой сессии), боль в глазах утром или вечером и многое другие.
Эти проблемы могут усугубляться из-за неправильной осанки и освещения, слишком тусклого или яркого монитора или слабого окружения в комнате. Следите за этими факторами.
Смерть от тромбоза? Вполне
Тромбоз — это закупорка сосудов, затрудняющая ток крови по венам и он может возникнуть в любом возрасте, если часто подолгу неподвижно или напряженно сидеть на одном месте. В ряде случаев могут образовываться тромбы, полностью блокирующие сосуды. А это уже предельная опасность.
Для рядового геймера марафонские игровые сессии, когда на 12-15 часов забываешь обо всем, не редкость. Но на самом деле это может угрожать жизни, если зайти слишком далеко. Один британский геймер умер из-за оторвавшегося тромба, вероятно образовавшегося из-за тромбоза. Он построил свой образ жизни на регулярных 12-часовых игровых сессиях и это его погубило.
Другой фанат затяжных «каток», уже из Новой Зеландии, отправился в больницу на операцию по удалению опасных для жизни тромбов на ногах. А ведь его отпуск только начался — но первые четыре дня он играл в PlayStation.
На Западе эта проблема не нова и называют её «синдромом эконом-класса», которому обычно подвержены люди, совершающие чрезвычайно дальние перелеты задешево. В условиях эконом-класса нет возможности хорошо размять тело, отсюда и пошла эта фраза. Сгустки крови быстрее образуются при крайней нехватке физической активности, но могут появляться и просто при длительной неподвижности. Поэтому не забывайте двигаться.
Вы можете испортить спину
Правильная посадка и расположение монитора, удобное геймерское кресло или хотя бы диван являются основой для того, чтобы ваша спина не напрягалась во время длительного времяпрепровождения за компьютером или консолью.
Следить нужно как за верхней частью спины (не выгибать шею к монитору и не вытягивать голову вперед), так и за поясницей, когда недостаток дистанции пытаются компенсировать, подаваясь всем корпусом вперед.
В отчете, опубликованном в журнале European Spine Journal, отмечается, что видеоигры могут быть связаны с болями в спине. Из него следует, что дети, которые играют более 2 часов в день, чаще сообщают о болях в пояснице, нежели телезрители. Это и понятно, ведь для просмотра телевизора человек занимает наиболее удобную позу, в то время как гейминг требует напряжения мышц рук и головы.
Жир. Вы можете заплыть жиром
В 2012 году журналисты Pittsburgh Post-Gazette проанализировали многочисленные исследования на эту тему, и пришли к смешанным выводам.
С одной стороны, существует множество игр, поощряющих физическую активность с помощью аксессуаров, вроде Xbox Kinect и Playstation Move, так и полностью задействующих моторику человека, вроде танцевальных Just Dance и Dance Central (некоторые даже худеют на 35 килограмм). Вдобавок, сейчас появляются технологии виртуальной реальности (PSVR, Oculus Rift) меняющие наше представление о том, что такое играть в игры.
С другой стороны, чаще всего гейминг подразумевает расслабленное сидение в кресле или на диване и прожимание кнопок. А, как вы знаете, исследователями доказано, что сидение без дела часами с минимальной физической активностью делает человека восприимчивым к лишнему весу и сопутствующему списку проблем, как с самооценкой, так и со здоровьем.
Последнее, впрочем, применимо и к обычным офисным работникам, а не только к геймерам.
Состояние «потока» как основная составляющая хорошего геймплея
Если говорить вкратце, то состояние потока достигается при соблюдении оптимального баланса между вызовом и способностями игрока. Игра не должна быть ни слишком сложной, ни слишком легкой. Вот что пишет об этом сам Дженова Чен:
Согласно исследованиям Чиксентмихайи, состояние «потока» достигается за счет 8-и основных компонентов, однако в случае с играми их, согласно Дженове Чену, нужно только три:
- Игра обладает внутренней мотивацией, игроку интересно;
- Игра предлагает достаточное количество вызовов способностям игрока;
- Игрок нуждается в чувстве контроля над происходящим в игре.
Из исследования «Мотивация онлайн гейминга в контексте самодетерминации», приведенного в предыдущем разделе, мы помним, что внутренняя мотивация – это желание играть в компьютерные игры, основанное на поиске острых ощущений, адреналина, экшна. В сочетании с достаточным количеством вызовов навыкам игрока и чувством контроля над происходящим в игре внутренняя мотивация приводит к возникновению состояния «потока». Однако в ряде случаев этого все же недостаточно.
Здесь на помощь приходит модель OCR, которая расшифровывается как «четкая цель (objective)» → «вызов (challenge)» → «награда (reward)». Именно эта модель составляет основной цикл геймплея любой игры. Игрок получает четкую цель, трудности на пути к ее достижению и достойную награду в конце.
Эта информация подводит нас к тому, что максимальная вовлеченность (то есть состояние «потока») игрока достигается за счет трех составляющих: острых ощущений и адреналина, достаточного количества вызовов и ощущения контроля. Однако в иных случаях, когда в геймплее присутствует система поощрений, наряду со внутренней мотивацией для увлечения игрока необходима мотивация внешняя, которая, как мы помним из исследования «Мотивация онлайн гейминга в контексте самодетерминации», заключается в наличии соответствующих наград и стоит на втором месте в рейтинге мотиваторов.
Таким образом, у разработчиков игры появляется возможность удерживать наиболее платежеспособные психотипы игроков – «киллеров» и «карьеристов».
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Чем игры цепляют людей?
Почему же человек готов погрузиться в этот мир, на время забыв о своей реальной жизни? Есть несколько базовых вещей, которые используют в играх:Четкость целей. В «Ведьмаке 3» это относится к любым заданиям – главным и второстепенным. Главная задача Геральта – найти Цири и победить Дикую Охоту. Второстепенные тоже вполне ясны: убить монстра, найти человека, защитить крепость, разгадать загадку. Да, иногда квесты окутаны тайной, но это лишь придает сказке мистический смысл, а не нарушает прозрачность цели.
1.Гарантированная награда. За выполненные задания персонаж всегда получает награду. В «Ведьмаке» это могут быть деньги, информация, приближение к своей глобальной цели
В конце игры мы получаем концовку: не важно, хорошую или плохую. Концовка гарантирована
Я бы назвал это главной причиной, по которой возникает зависимость от компьютерных игр.
В реальности все немного сложнее – многие люди не имеют четких целей, а потому не могут выработать план действий и начать двигаться в нужном направлении. Включаясь в игру «Ведьмак 3», человек получает четкое задание: найди Цири и спаси человечество от Дикой Охоты.
2. Гарантированная награда. За выполненные задания персонаж всегда получает награду. В «Ведьмаке» это могут быть деньги, информация, приближение к своей глобальной цели
В конце игры мы получаем концовку: не важно, хорошую или плохую. Концовка гарантирована
Я бы назвал это главной причиной, по которой возникает зависимость от компьютерных игр.
В жизни все намного сложнее: поставив цель, мы не всегда достигаем ее. Более того, достигнув цели, мы не всегда получаем награду. Простой пример: девушки худеют, чтобы привлекать больше внимания мужчин. Похудеть получилось, но внимания ничуть не прибавилось. Наступает разочарование, апатия и непонимание, почему так случилось. Если в такой момент человек включит компьютерную игру, с большой вероятностью он уйдет в нее с головой. Ведь там за достигнутую цель всегда дают награду.
3. Упорство и настойчивость всегда вознаграждаются. Признак хорошей компьютерной игры – ее сложность. Если игра слишком проста, она вряд ли станет популярной. Это знают и используют разработчики. Человек получает удовлетворение, когда вознаграждается его упорство. Сидел пару вечеров над сложным моментом в игре, и вот на третий получилось убить всех всадников Дикой Охоты – для геймера это настоящий восторг. Достаточно посмотреть стримы игр, чтобы убедиться в этом
4. К сожалению, в жизни все сложнее. Упорство – полезное качество, но вознаграждается оно не всегда. Это ярко иллюстрирует спорт – сотни тысяч спортсменов соблюдают режим, изнуряют себя тренировками и отдают все силы спорту. Но лишь единицы становятся чемпионами.
5. Достижения и соперничество. Этот пункт больше относится к многопользовательским играм вроде Dota или World Of Tanks. В таких играх можно не только достигать целей, но и показывать свои успехи другим. Соперничество с реальными людьми и система достижений удерживают миллионы людей у экранов. Это особый виртуальный социум с богатыми и бедными, успешными и лузерами. Такая модель реального мира, в которой все намного проще.
Эти «крючки», на мой взгляд, и вызывают зависимость от компьютерных игр. Избавиться от нее сложно. Для этого нужно привнести в свою жизнь то, что дают игры: простые цели с гарантированной наградой за упорство. Самый простой способ это сделать: разработать план тренировок и четко следовать ему всю неделю. Если получилось – в воскресенье купить себе то, что давно хотел, но жалел деньги.
Можно приобрести зависимость от компьютерных игр
Вы, наверное, знаете, что если заниматься чем-то приятным достаточно долго, то это может стать сильной привычкой. Хорошо, если это нечто полезное, а вот если это неполезное или даже вредное, как курение и алкоголь, то можно приобрести привычку, которую будет трудно сломать.
В 2016 году CNN сообщила об исследовании Дугласа Джентиле (Douglas Gentile) психолога из университета штата Айова, который в течение десяти лет изучал геймеров. Согласно его результатам, около 8 % детей в США зависимы от видеоигр.
И хотя точного определения еще не сформулировано, по словам Джентиле от 4 до 10 % детей в развитых странах можно считать зависимыми. Джентиле считает, что причина зависимости стоит на трех китах:
Любой, кто проходил уровень из Mario или Dark Souls, обыгрывал соперников в Civilization, разбивал контроллер в хлам после неудачно пробитого пенальти в FIFA или был лучшим на скорости 400 км/ч, может засвидетельствовать, что игры вызывают настоящие эмоции.
Психолог Марк Гриффитс (Mark Griffiths), директор отдела исследований видеоигр в Университете Ноттингема, добавил, что игры поощряют игроков после прохождения уровня, выполнения задачи или достижения высоких результатов. Либо просто давая задачу и вызывая ощущение выполненного долга. А это может формировать зависимость, особенно на фоне неуспехов в реальной жизни.
- ТОП лучших игр о постапокалипсисе. Во что поиграть перед тем, как начать строить бункер
- Куда глаза глядят — ТОП лучших игр с открытым миром
- 10 невероятных рекордов: трехметровый геймпад, шестилетний киберспортсмен и коллекция из 18 000 игр
Правильный выбор компьютерных игр
Каждому родителю необходимо знать, как правильно выбрать компьютерную игру для своего малыша, которая не причинит вреда его психике. Именно от правильного выбора компьютерной игры зависит развитие таких важных факторов, как восприятие цвета, количества, формы и т. д.
На сегодняшний день в мире проводятся множество исследований относительно влияния компьютерных игр на развитие психики детей. Основываясь на их результатах, разработчики создают множество игр для ребенка любого возраста. Качественные компьютерные видеоигры доступны как в сети Интернет, так и в специальных игровых магазинах. С их помощью малыш может научиться считать, рисовать, читать, быстро запоминать необходимую информацию.
Выбирая компьютерную игру, необходимо учитывать пол и возраст ребенка, поскольку игры для мальчиков и девочек и для детей разных возрастных категорий существенно различаются. Для девочек наиболее интересными будут, например, игры на кулинарные темы, красоты и моды, в то время как мальчики зачастую интересуются гонками и спортивными играми.
Детям помладше подойдут познавательные развивающие компьютерные игры.
Итоги и выводы
Существует 4 различных психотипа игроков, которые ценят в играх разные составляющие:
- «Карьеристы» стремятся забраться повыше,
- «Социофилы» играют без привязанности ради общения и легко уходят в другую игру,
- «Исследователи» ценят сюжет и антураж,
- «Киллеры» любят доминировать на поле боя.
Самый многочисленный психотип – «карьеристы», а самый малочисленный – «киллеры». Однако вместе эти два психотипа составляют более 50% всех игроков онлайн игр и приносят разработчикам порядка 80% от всех доходов.
Более всего игроков привлекает состояние «потока» – эффект полной погруженности и увлеченности, при котором все остальное перестает существовать. В состоянии «потока» пользователи получают самый яркий и интересный игровой опыт. Чтобы достичь «потока», игроку необходим вызов достаточно серьезный, чтобы у него возникали трудности. Если сложность игры будет низкой, это вызовет скуку, а если слишком сложной – беспокойство.
Чтобы избежать подобных последствий, разработчики уже довольно давно применяют в играх систему динамического «потока». Сложность в таких играх регулируется в соответствии с успехами игрока: к новичку игра дружелюбна, а от опытного требует серьезных усилий.
Достижению состояния «потока» у игроков способствует модель OCR (цель → вызов → награда), которая позволяет мотивировать основные платежеспособные психотипы – «киллеров» и «карьеристов»
Что касается «социофилов» и «исследователей», то для первых важно наличие социальной активности (форумы, стримы, акции) и возможности выделиться внешним видом, а для вторых – наличие интересного сюжета, неожиданных приключений, красивой картинки и атмосферности
Если объединить все психотипы Бартла под общий знаменатель, то этим знаменателем будет желание получить удовольствие, занимаясь интересной активностью в рамках игровой сессии. Это и есть главная причина, по которой подавляющее большинство людей играет в онлайн игры, и не только.