Как вести читательский дневник

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторыКраткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-ЭкзюпериПритча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр ГринПроизведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты. Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
«Серая шейка», Д. Мамин-СибирякКогда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью. Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
«Белый пудель», А. И. КупринМальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты. Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
«Уроки французского», В.РаспутинГлавный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр. Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
«Лягушка-путешественница» В.М. ГаршинАвтор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках. По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
«Малахитовая шкатулка» П.БажовПовествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков. В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
«Чудесный доктор», А. И. КупринНа семью валятся одна за другой болезни и несчастья. Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
«Дети подземелья», В. КороленкоМальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим. Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
«Робинзон Крузо», Д.ДефоКнига о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались? Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
«Хамелеон», А. П. ЧеховПолицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. ОлешаБлагодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок. Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
«Аленький цветочек», С. Т. АксаковСказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Как правильно вести?

Конечно, под читательский дневник лучше выделить отдельный блокнот или же тетрадь. У каждого учителя свои подходы и критерии к выполнению этого задания. Но можно сформировать список основных пунктов:

  1. ФИО автора произведения
  2. Название произведения
  3. Год издания произведения
  4. Жанр произведения
  5. Краткий сюжет (основные события из книги)
  6. Отзыв (свое мнение о прочитанном, главная мысль произведения, мораль и вывод)

Чем старше становится ребенок, тем больше информации содержит его читательский дневник. К этим пунктам можно добавить историю создания, какие-то интересные факты, эпоху и соответствующее ей направление. Но не стоит переписывать весь учебник по литературе, иначе у ученика быстро пропадет стимул заниматься этой рутинной работой. Да и основная его задача – не тренировать навык письма, а размышлять над прочитанным и формировать свою позицию, излагая тезисы на бумаге.

Конечно, всегда хочется узнать, как ведут читательский дневник в передовых учебных заведениях? Ответ неожиданный: с удовольствием. Этот процесс учитель превращает в творческое упражнение, которое дает ребенку высказаться и выразить индивидуальность. Редко у малышей спрашивают их мнение о предмете или явлении, у них нет самостоятельности в размышлении. Данный формат может и должен исправить это, заставить ученика думать своей головой и не страшиться выразить эти думы.

Вот несколько советов от педагогов со стажем, которые ответили нам на вопрос о том, как заполнять читательский дневник правильно и эффективно:

  1. Дать волю фантазии ребенка. Пусть рисует свои иллюстрации, обводит слова в цветные рамочки, пишет отзыв фиолетовой ручкой. Так он полюбит свое дело и начнет творчески подходить к выполнению задания.
  2. Использовать новые технологии. Например, попросить ребенка найти в тексте самую лучшую цитату и запостить в социальную сеть. Его иллюстрации и фото самого дневника можно выложить в инстаграм. Также нужно организовать открытый урок с презентациями о любимых книгах школьников.
  3. Вводить соревновательный элемент в обучение. В классе можно было бы даже устроить конкурс лучших высказываний из книги и наградить ученика за ту фразу, которая раскрывает основную мысль автора. Это поможет найти общий язык с молодым поколением и вовлечь его в интеллектуальную игру. С подобной инициативой может выступить и школьник, и родитель, ведь учителя часто идут навстречу своим воспитанникам и родительскому комитету.
  4. Показывать практическую и социальную значимость труда. Лучшие читательские дневники могут лечь в основу школьной стенгазеты, а красивые иллюстрации – украсить класс.

Поощрять детей за усердие в изучении предмета можно и дома, помогая и направляя юное дарование. Например, Деду Морозу можно оставлять не печенье с молоком, а читательский дневник на проверку, чтобы он сделал вывод об успехах и творческом потенциале адресата подарков.

Виды и порядок заполнения

Опытные педагоги рекомендуют несколько видов дневников. Они отличаются по содержанию и форме заполнения:

  1. Отчет. Включает информацию о количестве прочитанных книг, а также сведения об авторе и название произведения. Такой вид неудобен в старших классах, поскольку несет небольшое количество информации о прочитанном.
  2. Шпаргалка. Включает краткий обзор, небольшой анализ литературного произведения и личное мнение ученика.

Четкие требования, как вести читательский дневник в средней школе, отсутствуют. Это решает учитель с учетом уровня подготовки учащихся. В старших классах дневник должен содержать детальное описание каждой книги. Для удобства заполнения можно выделить следующие разделы:

сведения об авторе;
название произведения;
количество страниц;
жанр (роман, повесть, рассказ, поэма);
когда написано произведение, какие события происходили в стране, где творил писатель;
главные персонажи и их характеристика: имена, возраст, возраст, занятия, отношения с другими героями, привычки и особенности

Важно, чтобы ученики подумали, хотят ли они быть похожими на этого персонажа и почему;
сюжет;
список важных эпизодов;
отзыв читателя;
содержание, которое находится на последней странице и помогает быстро найти нужные записи.

Десятиклассники могут дополнительно разместить список критической литературы. Для подготовки к уроку также потребуется биография автора, цитатные характеристики героев, крылатые фразы и выражения

Важно, чтобы учитель видел, что учащиеся внимательно прочитали произведение

Преподаватель обратит внимание, как ученик излагает свои мысли, насколько критично он относится к героям. В связи с этим необязательно, чтобы отзывы были исключительно положительными

Как писать читательский дневник

План читательского дневника состоит из следующих пунктов:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Время создания.
  4. Краткий пересказ сюжета.
  5. Главные герои.
  6. Проблематика.
  7. Впечатления от прочитанного.

С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном

Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили»

Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Проблематика

Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле

Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление

Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.

Отзыв для читательского дневника

Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.

Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.


Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти

Образец записей

Существует несколько вариантов оформления тетради читателя.

Пример, как можно оформлять запись произведения для читательского дневника в 8 классе:

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (1792).
Направление: сентиментализм.
Герои повести — Лиза (молодая крестьянка, продает цветы, живет с матерью), Эраст (молодой и беспечный дворянин, который ухаживает за девушкой).
Сюжет: молодая девушка Лиза живет в глубинке со своей старой матерью. Чтобы прокормить семью, героиня вынуждена ходить в город и продавать цветы. Во время торговли она знакомится с Эрастом. Молодой человек добивался расположения особы
Она была чиста и невинна, чем и привлекла внимание мужчины. Он пообещал Лизе совместную жизнь, свадьбу, семью
Добившись и использовав ее, молодой человек уехал. Вскоре девушка получила весть, что у него появилась богатая невеста

Не выдержав такого удара, Лиза покончила жизнь самоубийством.
Смысл повести: неважно, к какому сословию принадлежит человек, гораздо важнее его человеческие качества.

Можно добавить цифры для того, чтобы выписать цитаты героев или указать отношение автора к их поступкам. Маркированный способ очень удобен, но занимает больше времени, чем обычная запись краткого содержания, особенно если произведение большое.

Как вести список прочитанных книг

Теперь несколько моментов, касающихся ведения списков прочитанных

книг. В программе All My Books в окошке карточки книги есть специальный флажок — «Непрочитанная». По умолчанию этот флажок установлен для всех добавляемых книг. Если мы добавляем уже прочитанную книгу — снимаем этот флажок и программа предложит ввести дату прочтения. Рекомендую заполнять это поле — очень удобно будет потом смотреть, когда, сколько и какие книги вы прочитали. Это наглядно отображается в программе при группировке списка по дате прочтения (меню «Вид — Сгруппировать по — Дата прочтения»). Выглядит это примерно так:

И еще один важный момент. Очень рекомендую для каждой прочитанной книги заполнять поле «Комментарии», где описывать свои впечатления о книге. Со временем впечатления забываются, а иногда, перечитав книгу в более старшем возрасте, впечатления получаются чуть ли не противоположные. Очень полезное поле. Проверено!

Программа All My Books довольно гибкая и ее можно настроить практически под любые требования. Мне иногда попадаются книги, которые я даже не осиливаю дочитать до конца — ну настолько мне неинтересные. В список прочитанных книг я их при этом вношу, но ставлю им метку «Не осилил!». Конечно в программе по умолчанию такой метки нет, я ее сам добавил в «Установках» на вкладке «Произвольные поля». Там можно добавлять любое число текстовых полей и полей-«галочек». Рекомендую.

Ведение читательского дневника в младшей школе является очень важным, даже необходимым занятием

Это способствует тренировке памяти маленького школьника и развивает аналитическое мышление ребёнка. Заполняя читательский дневник, школьник учится понимать прочитанное, находя главную мысль в произведении, формулируя и записывая свои выводы.

К тому же, он выполняет роль своеобразной шпаргалки. Ведь после долгих школьных каникул тяжело вспомнить героев и сюжет того или иного произведения.

А с читательским дневником для начальных классов такой проблемы не возникает – можно просто открыть свои записи и восстановить всё в памяти.

Кроме образовательной функции дневник читателя выполняет функцию контроля для родителей и учителей.

Благодаря ему наглядно видно сколько произведений прочитал ребёнок и как глубоко понял прочитанное.

Нет чётких образцов для заполнения читательских дневников в начальной школе — это решает учитель каждого конкретного класса или школы, исходя из особенностей школьной программы.

Поэтому мы максимально расширили возможные вопросы для анализа каждой прочитанной книги, а также разместили детские рисунки, иллюстрирующие содержания произведений.

В дневниках по каждому произведению указывается название, автор, жанр, герои, краткое содержание для читательского дневника, план произведения, главная мысль, синквейн, отзыв и пословицы по произведению.

Все материалы соответствуют требованиям школьной программы России. Они написаны простым, доступным языком, не содержат грамматических, лексических и пунктуационных ошибок.

К тому же, все ответы для читательского дневника от «ГДЗ Грамота» являются уникальными.

Подведём итог: зачем нужно вести дневник читателя?

  • Младший школьник учится определять главную мысль произведения и выражать её в 1–2 предложениях.
  • Анализируя произведение, формулируя вывод и записывая краткое содержание, ребёнок намного лучше запоминает сюжет произведения.
  • Записывая автора и героев произведения, школьник учится запоминать детали, что хорошо развивает память.
  • Ведение дневника чтения развивает умение пересказывать содержание произведений своими словами.
  • При необходимости (внеклассное чтение, викторина, конкурс) ученик быстро сможет вспомнить основные моменты произведения.
  • Записывая информацию, ребёнок тренирует навыки письма. Это немаловажный момент, ведь испорченный почерк после летних каникул (из-за отвыкания) является распространённой проблемой.
  • Необходимость ведения дневника порождает необходимость чтения в летнее время. Благодаря этому происходит развитие читательских навыков и культуры читателя.
  • Проанализировав читательский дневник родители могут понять основные интересы и предпочтения своего малыша.
  • Читательский дневник – необходимость.

Ответы к читательскому дневнику – возможность сделать её лёгкой и доступной.
А это очень важно для порождения любви к литературе и дальнейшему развитию ребёнка, как читателя

Наполнение документа

Проще всего составить план. Он должен состоять из списка пунктов, помогающих создать исчерпывающую характеристику произведения:

  • автор (краткая биография, специфика творчества);
  • название;
  • дата, сроки прочтения;
  • объём;
  • жанр (особенности, новаторство, отступление от канонов);
  • дата создания, факторы влияющие на процесс создания (обстановка в мире, стране, события в жизни автора);
  • сюжет (можно воспользоваться кратким содержанием за 9 класс);
  • характеристика и влияние времени действия в произведении;
  • персонажи:
  • имя;
  • возраст и внешность;
  • родственные связи и отношения с другими героями;
  • характер;
  • отношение автора к герою (с цитатами);
  • отношение читателя к персонажу (с цитатами);
  • анализ критических отзывов:
  • критик (имя, знаком ли с автором, как относился к нему и другим его произведениям);
  • общая суть отзыва (с цитатами);
  • поддержка или опровержение мнения этого критика коллегами (имена и цитаты) и самим читателем (аргументы);
  • эмоции и личное впечатление от прочтения;
  • ассоциативные ряды с другими работами этого и других авторов; кластеры; синквейны; ментальные карты; зарисовки.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

РазделОписание
Титульный листЭто обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы. Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием». Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки
В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневникаВ этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделыМожно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

§ Шаблоны читательских дневников

Бывает, что ребенок не хочет заполнять читательский дневник, потому что ему кажется это скучным и унылым занятием. И он делает это зачастую «из-под палки», что нередко влияет на качество ведения как самого дневника, так и чтения, которое может стать поверхностным. И это может стать серьезной проблемой для обучения ребенка как в начальном, так затем и в среднем звене.

Одним из способов пробудить интерес школьника к этому занятию является красивое оформление читательского дневника. Ведь даже взрослому приятнее работать со стильной и хорошей канцелярией, а ребенку – тем более. Поэтому к данному вопросу нужно подходить очень серьезно.

Да и свобода в оформлении читательского дневника обычно представляется достаточно широкая. И при выборе должны быть приоритетны желания и вкусы ребенка. Например, школьнику могут нравиться динозавры, котики, феи или машинки. И пусть взрослому это кажется странным, но принуждение, даже мягкое, в выборе оформления недопустимо. Так как именно ребенок является владельцем дневника, а не родитель.

Тем более, если нет желания возиться с оформлением дневника самим, то есть много готовых шаблонов на любой вкус как в интернете, так и в магазинах. Они отличаются между собой по дизайну, структуре и, помимо, основных граф, строк или столбцов могут быть дополнительные: например, окошечко для иллюстрации.

Список книг для чтения летом 3 класс ФГОС Школа России материал по чтению (3 класс) на тему

Список книг для чтения летом.

  1. Книги по которым учились наши предки. К.Д.Ушинский «Два плуга»;Л.Толстой «Филиппок».
  2. Русские народные сказки « Кот , петух и лиса»;» «Лисичка со скалочкой».
  3. Авторские литературные сказки В.Катаев «Цветик – семицветик»; Д. Биссет «Беседы с тигром»;
  4. Рассказы о животных В.Бианки « Кто чем поёт?»;Н.Сладков «Бежал ёжик по дороге».
  5. Весёлые стихи М. Бородицкой «Колдунье не колдуется», «Последний день учения».
  6. Сказки братьев Гримм «Маленькие человечки» , «Храбрый портной».
  7. Авторские сказки А.Толстого или Э.Хоггард «Золотой ключик , или приключения Буратино», « Мафин и его весёлые друзья».
  8. Б.Емельянов «Игра», «Девяносто первый».
  9. Рассказы А. Гайдара «Тимур и его команда» , «Чук и Гек».
  10. Писатели детям Б.Житков «Как я ловил человечков», «Помощь идёт».
  11. Книги о детях Н.Носов «Ступеньки»; В.Голявкин «Наши с Вовкой разговоры» ;В.Драгунский «Он живой и светится».
  12. Авторские рассказы Е.Пермяка «Торопливый ножик», «Самое страшное», «Перо и чернильница».
  13. Шуточные произведения Ю.Коринца «Лапки», «Как я искал свой день», «Таинственный дом».
  14. Стихи о природе А.С.Пушкин ,М.Лермонтов ,С.Михалков ,С.Маршак
  15. Авторские рассказы Л.Пантелеева «Буква ТЫ», «Рассказы о Белочке и Тамарочке».
  16. Рассказы В.Осеевой «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье».
  17. Сказки М.Горького «Самовар», «Случай с Евсейкой», «Воробьишко».
  18. Рассказы Р.Погодина «Кирпичные острова», «Голубая Катя».
  19. Сказка Х.К.Андерсена «Огниво», «Ель».
  20. Рассказы о родной природе. В.Солоухин «О скворцах»; В.Бианки «Музыкальная канарейка»; К.Паустовский «Барсучий нос».
  21. Весёлые стихи Д.Хармса «Весёлый старичок», «Врун», «Удивительная кошка».
  22. Л.Н.Толстой «Зимовье зверей», «Визирь Абдулла»; Б.Гримм «Бременские музыканты»; Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок».
  23. Стихи и рассказы о дружбе Э.Успенский «Дядя Фёдор , пёс и кот».

Б.Житков «Пудя» ; Е.Чарушин «Никитка и его друзья».

  1. Весёлые стихи для детей . Ю.Владимиров «Чудаки».
  2. Весёлые истории для детей . М.Зощенко «Учёная обезьянка»; В.Драгунский «Первый день», Н.Носов «Незнайка на Луне».
  3. Рассказы о мальчиках и девочках .Л.Пантелеев «Честное слово»; В.Катаев «Цветик – семицветик ».
  4. Сказки о животных .В.Жуковский «Как мыши кота хоронили»;В.Гаршин «Лягушка –путешественница».
  5. Русская народная сказка «Царевна –лягушка»; Ш.Перро «Спящая красавица», Х.К.Андерсен «Огниво».
  6. Сказки народов России. «Айога»,якутская сказка «Кто сильнее?»
  7. Рассказы Л.Толстого «Лев и собачка» ,»Прыжок» , «Акула».

Памятка по ведению читательского дневника.

  • Тетрадь формата А4( 80-96 листов) ТОЛЬКО ПЛОТНАЯ ОБЛОДКА
  • На титульном листе :Ф.И.ученика ,класс, фото.
  • Содержание оформить в таблице начиная со 2-ой стр.дневника (для содержания оставить 4 листа)
№ п/п Автор Название произведения Дата прочтения Стр.(в дневнике)

Оформление страницы дневника:

  1. Автор(фото)
  2. Название произведения
  3. Жанр произведения
  4. Главные герои
  5. Содержание( не менее 0.5 страницы)
  6. Отзыв (моё отношение к прочитанному )
  7. Рисунок ( соответствующий возрасту)
  • Записи в дневнике ведёт сам ученик( аккуратно)
  • Работа над каждым из произведений должна быть размещена на 1 листе тетради (2 стр.)

Список канцелярских принадлежностей

Папка для уроков технологии:

  1. Цветной картон -2 шт.
  2. Цветная бумага односторонняя-1 шт.
  3. Цветная бумага двыхсторонняя-1шт.
  4. Белый картон-1шт.
  5. Гофрированный картон-1 шт.
  6. Пластилин ( не менее 12 цв.)
  7. Клей карандаш(средний)-1шт.
  8. Клей ПВА-1шт.
  9. Салфетка тканевая (30*30)
  10. Влажные салфетки
  11. Кисточка для клея
  12. Циркуль
  13. Копировальная бумага (2-3 листа вложить в файл)
  14. Нитки для вышивания , ткань (канва), игла.
  15. Шерстяные нитки( разного цвета)
  16. Крючок для вязания №2-3.

17.Соломка (рожь, пшеница , овёс).

Природный материал( заготовить , но в папку не вкладывать)

  1. Сосновые шишки
  2. Высушенные листья деревьев и трав
  3. Лепестки цветов
  4. Крылатки клёна
  5. Крупные семена растений

Папка для уроков ИЗО

  1. Кисточка для рисования№1,2,3,5(белка ,пони)
  2. Краски акварельные ( 10-12 цв.)
  3. Гуашь(10-12 цв.)
  4. Мелки восковые(10-12 цв.)
  5. Пастель художественная(10-12 цв.)
  6. Пластилин (6-8 цв.)
  7. Влажные салфетки
  8. Салфетка тканевая (30*30)

ДЛЯ КАЖДОГО ПРЕДМЕТА НЕОБХОДИМО УКОМПЛЕКТОВАТЬ ОТДЕЛЬНУЮ ПАПКУ .

Все принадлежности должны быть подписаны

Как лучше заполнять дневник

Когда у меня появился ребенок, я получила возможность поделиться своим опытом. Первый ребенок в этом плане был «благодарной почвой». Дочка отличалась повышенной эмоциональностью, впрочем, как и все дети, а вот душевный склад – рациональный, ум – аналитический. Я смогла без особого встречного противостояния научить ее быстро читать, думать над прочитанным, рассказывать свои мысли и мнение о прочитанном, а когда она научилась писать – записывать свои суждения – вести дневничок.

Сказки, которые она слушала по вечерам в своей постели, теперь были не просто красивые истории, это была пища для размышления, порой — глубокого размышления. Сначала детские впечатления в дневник записывала я, под диктовку, когда еще доча не могла сама писать. Позже, научившись писать, она сама стала вести дневник.

Вскоре уже можно было определенно судить о дочери, как о грамотной девчушке, с хорошо подвешенным языком и чувством стиля

И уже было не столь важно, откуда это все взялось – врожденные ли это были качества, или сформированные под воздействием моего умелого руководства и ежедневного прививания интереса к чтению, осмысливанию, записям

Когда родился сын, мои попытки привить ему желание читать и мыслить, а уж тем более записывать свои суждения, оказались тщетными. Как и подобает большинству мальчишек, послушать интересный (но желательно недолгий) рассказ или сказку на ночь он мог. А вот с обсуждением услышанного уже было как-то непросто – сплошные действия, часто плавно перетекающие в боевые. Описать же свои впечатления в виде рассуждений или рассказа вообще не представлялось возможным – вместо слов он предпочитал рисовать картинки. Причем понять смысл рисунка и бурно объяснить (как ему казалось) его мог только он сам.

Дочка вела читательский дневник на протяжении всего обучения в школе – учительница литературы это поощряла и не могла нарадоваться. Всю прочитанную за лето литературу по списку мы разбирали и анализировали, делав записи в дневнике. И к началу учебного года всегда был готов не только отработанный список обязательной к прочтению во время летних каникул литературы, но и разобранный по всем позициям в ЧД. По литературе у нее всегда была твердая пятерка, как и за ведение читательского дневника.

Сын же вел ЧД только в начальной школе, в средней учитель литературы и русского языка решил на обременять своих учеников обязательным его ведением. Ну а раз обязанности нет – чего стараться за так?

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

ДатаФИО автораНазвание произведенияГлавные героиОсновная мысль произведения

Как оформить читательский дневник?

Оформление читательского дневника может быть произвольным или упорядоченным, например, в виде таблицы. Если читатель обладает необходимыми навыками и желанием, то электронная презентация с изображениями и заметками будет самым ярким и оригинальным вариантом.

Наиболее удобным и практичным вариантом будет разделение дневника на три части, а именно:

  1. Научно-популярная литература;
  2. Художественная;
  3. Специализированная.

При правильном разделении на поиск необходимой книги уйдут считанные секунды.

Прежде всего стоит разобраться с форматом читательского дневника — бумажный, электронный или готовый из магазина.

Электронный дневник

Если читатель предпочитает электронные версии книг, то запись в документах или любом мобильном блокноте будет оптимальной. На просторах интернета находится множество специальных программ и приложений, а Документы, Excel и Canva уже стали классикой.

Пример электронного читательского дневника, который можно собрать в Excel за пару минут

Бумажный дневник

Если же речь идет о бумажной версии дневника, то пространство для творчества здесь куда шире. Читатель может выбрать любой блокнот или тетрадь, отчертить типовые графы и вести его.

Пример бумажного читательского дневника, которые можно сделать в Word или от руки.

Готовый читательский дневник

Читатель может купить готовый дневник с твёрдой обложкой и уже нарисованными графами для заполнения. Для школьников существуют дневники, сгруппированные по произведениям с 1 по 11 классы. Стоит такой дневник от 200 рублей. Просто вбейте в поиске, к примеру: “купить читательский дневник 5 класс”.

Так выглядит готовый читательский дневник

Ловите подборку читательских дневников для школьников в Ozon и Wildberries

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий