Как составить психологический портрет

Основные критерии составления психологической характеристики

Перед тем как составить психологический портрет человека, целесообразно ознакомиться с его составляющими. Ввиду единичности каждой личности присущи основные и направляющие качества. Основные компоненты включают:

  • темперамент;
  • характер;
  • личностные свойства.

К направляющим компонентам относятся:

  • самосознание;
  • интеллект;
  • направленность.

По восприимчивости представители социума классифицируются на несколько категорий:

  1. Ориентация на сегодняшний день. Человек легко вживается в роль, хорошо приспосабливается. Для него типично быстрое принятие решений. Для такого человека подходит руководящая должность.
  2. Ориентация на прошлое. Личность действует в соответствии с принятыми правилами, законами. Хорошо проявляет себя на исполнительной должности.
  3. Ориентация на будущее. Человек сложно входит в коллектив, не признает иерархию. Но такие люди часто выдвигают прогрессивные идеи. Для них подходит самостоятельная работа («сам себе начальник»).

Кроме рассмотренных критериев, перед тем как составить психологический портрет личности, надо определить следующие личностные черты.

Темперамент

Его основа — специфические характеристики нервной системы. От темперамента зависит поведенческая модель личности, его сложно скорректировать. Известны 4 его типа, которые применяет психологический портрет личности:

Тип темпераментаХарактеристики
ХолерикНестабильность настроения, эмоциональность, тяга к новизне
СангвиникУравновешенность, рациональное поведение
МеланхоликНестабильная психика, пессимизм
ФлегматикЗавидная уравновешенность, стеснительность

Характер

Это отличительные человеческие качества. Они применяются в общении, в социальной деятельности. Характер определяется набором характеристик, включающих отношением к ряду жизненных аспектов, таких как:

  • работа;
  • окружение;
  • сам человек;
  • материальные ценности.

Способности

Это специфические качества человека. Способности предполагают достижение успеха в определенной деятельности, жизненной сфере. Эти свойства можно развивать посредством обучения, практики.

Целенаправленность

Основа целенаправленности — стимул, мотивация. От этого свойства зависит поведенческая модель личности, его деятельность. В то время как один человек жаждет удовлетворить собственные потребности, создать желаемые условия для своей жизни, иной находит себя в социальных сферах, волонтерстве, воплощает креативные способности.

Эмоциональность

Это свойство не зависит от желания человека, неподвластно его воли. Эмоциональность представляет собой ответ на внешние раздражители

Она показывает важность для него определенного события. Сила личности определяется способностью управлять эмоциями, держать их под контролем, не проявлять чувства

Интеллект

Это показатель образованности человека. Уровень интеллекта предопределяется образованием, текущей деятельностью, возрастом. Он участвует в принятии решений, оценке ситуаций, контроле поведения, приспосабливаемости, создания отношений с окружением. От интеллекта зависит рациональность мышления, действий в соответствии с ситуацией.

Общительность

По психологии, готовый психологический портрет личности включает оценку коммуникабельности — важной отличительной черты характера, раскрывающей единичные качества. При общении передается не только информация, но также мысли, чувства, знания

Самооценка

Самоанализ способствует выработке позиции личности к себе самой. Посредством самоанализа оценивается индивидуальная восприимчивость, место в социуме, достижения.

Волевые свойства

Черты характера, выявляемые при создании психологического портрета личности, предопределяют поступки, прямо воздействуют на жизненный курс человека. Для волевого характера типична способность самостоятельного принятия решений, преодоления жизненных сложностей, он характеризуется упорством, настойчивостью, решительностью. Для людей со слабой волей типична слабохарактерность. Несмотря на наличие качеств, необходимых для достижения успеха, они редко становятся успешными.

Самообладание

Самоконтроль влияет на способность к надлежащему поведению в социуме, воспитанность. Личность, не контролирующая свое поведение, эмоции, не может создать партнерские, дружеские отношения.

Способность к командной деятельности

Каждый человек отличается умением работать в коллективе

Способность к командной деятельности предполагает готовность к компромиссам, принятие во внимание иной точки зрения

Шаг третий: выявляем потребности и мотивы

Мотивация покупателей

Мотив потребителя — это совокупность причин, по которым человек совершает покупку. Реклама, уникальное торговое предложение, текст, баннер на сайте создают мотивацию и воздействуют на нее. Мотивировать можно только в том случае, если вы знаете потребности человека и способны предложить решение, удовлетворяющее их.

Потребности бывают осознанными и неосознанными. Так, женщина покупает платье, потому что не смогла пройти мимо надписи «Скидки» на витрине магазина. Но на уровне сознания она объяснит покупку тем, что новая вещь по цвету подходит к любимым туфлям и теперь у нее есть идеальный комплект для корпоратива. Мотивы лежат на поверхности — о них покупатель охотно рассказывает. Но есть и более глубокий уровень мотивации, о котором не всегда говорят. Для успешных продаж стоит воздействовать на несколько значимых мотивов.

Виды мотивов

Все мотивы, удовлетворяющие основные потребности, делят на три большие группы:

1. Рациональные мотивы — связаны с осознанными потребностями, основаны на логике и аргументах:

  • качественные характеристики товара или услуги — цвет, форма, материальные качества товара или элементы услуги, то есть то, что покупатель получит в обмен на свои деньги;
  • прибыльность или выгода — реальная прибыль, которую товар принесет покупателю, или те деньги, которые он ему сэкономит;
  • мотив здоровья или красоты — потребность в сохранении здоровья, излечении болезней, улучшении внешнего вида или поддержании красоты;
  • мотив надежности, стабильности — желание избежать риска, сохранить имеющееся, вложить деньги в нечто долговечное;
  • мотив удобства — потребность экономить силы и время.

2. Эмоциональные мотивы — чаще всего связаны с неосознанными потребностями, основаны на эмоциях и ощущениях. К ним относится страх потери здоровья, близких, денег, влияния, статуса и т.д., стремление к безопасности, мотив престижа и социального статуса, свободы и независимости, любви, заботы и дружбы, сексуального влечения, открытия и стремления к новому, гордости и патриотизма, традиций.

3. Социальные мотивы — основаны на стремлении сделать мир лучше, помочь незнакомым людям, используются в социальной рекламе. Также применяются компаниями, призывающими к заботе об окружающей среде, использующими биоразлагаемую упаковку и энергосберегающие технологии, участвующими в благотворительных акциях с целью приобрести лояльность покупателей.

Сбербанк и Наталья Водянова — благотворительный марафон

Фрейд считал, что люди принимают решения рационально лишь на 10%, а 90% — это эмоциональная мотивация. Наиболее удачные торговые предложения и рекламные ролики задействуют и рациональные, и эмоциональные мотивы. Так человеку проще принять решение — действуя эмоционально, он тут же находит рациональное объяснение своим поступкам.

Сочетание эмоционального и рационального воздействия — завораживающий электрический велосипед с мотором повышенной мощности 500 Вт.

Для каждого продукта или бренда можно выделить сегменты целевой аудитории и определить их мотивацию. Например, автомобильная компания «Nissan» установила, что их настоящие и потенциальные клиенты четко делятся на шесть разных типов: технократы (люди, которые любят водить машину и в ней «копаться»); эпикурейцы (предпочитают стильные, элегантные спортивные автомобили); пуристы (любят машины и получают удовольствие от вождения, но скептически относятся к утверждениям рекламистов); функционалисты (предпочитают практичные консервативные модели); домоседы (не любят ездить и прежде всего ценят безопасность автомобиля); негативисты (воспринимают машину как неизбежное зло).

Естественным выводом стал выпуск моделей для каждой целевой группы и соответствующее позиционирование.

В модельной линейке Ниссан есть варианты для любого сегмента целевой аудитории

Шаг пятый: составляем психологический портрет целевой аудитории

Женщина, возраст 25-35 лет, высокий уровень дохода, не работает, один или двое детей, живет в крупном городе.

1. Жизненная позиция: активная.

2. Ценности: семья, саморазвитие, дети.

3. Интересы: обучение и воспитание детей, спорт, общение с мужем и подругами, шопинг.

4. Мечты: больше времени уделять себе, начать путешествовать, когда ребенок подрастет.

5. Страхи: не дать ребенку нужного уровня образования, оказаться плохой мамой, страх осуждения, того, что ребенок будет хуже других.

6. Образ жизни: достаточно активный, посещает с ребенком много кружков, ходит в фитнес клуб, выбирается с подругами в кафе, на выходных с семьей посещает развлекательные центры и магазины.

7. Примеры для подражания: успешные молодые мамы, которые хорошо выглядят, успевают ухаживать за детьми, заниматься спортом и хобби.

8. Степень консерватизма: низкая, готовы пробовать новое, если это пойдет на пользу детям, семье или будет интересно им самим, представит их в выгодном свете для круга общения.

9. Когнитивные предубеждения: ждут повышенного внимания к себе и ребенку от учителей клуба, нуждаются в положительной оценке своих действий.

10. Возражения: опытные ли педагоги, не нанесет ли методика обучения вреда ребенку, будет ли результат, удобно ли время.

Краткие выводы: Для привлечения в клуб необходим акцент на актуальность, пользу для ребенка, возможность общения с такими же мамочками. Наибольшим спросом будут пользоваться курсы, позволяющие быстро научить ребенка определенным навыкам, развивающие таланты и способности. В рекламе акцент на заботу о ребенке, использование подсознательной потребности выглядеть хорошей мамой, желание быть социально активной

Организация небольших групп, в которых можно уделить внимание каждому ребенку, отчеты об успехах ребенка

Такой слоган придется по душе целевой аудитории мам, стремящихся вырастить маленького гения

История портретного жанра

В Древнем мире портретное искусство было в основном скульптурным, а в Средневековье вообще практически сошло со сцены. Развитие портретного жанра в европейской живописи началось в эпоху Проторенессанса, с нарастанием светских и антропоцентрических идей, которые стали в итоге основой ренессансного мировоззрения.

Сначала лица писали в профиль — подобно тому, как чеканили на монетах. Большим достижением художников Возрождения стал разворот лиц в профиль и три четверти.

Эпоха абсолютизма принесла моду на парадные портреты. Их заказывали короли, высшие духовные лица, аристократы. Предпочтение отдавалось классицистическому подходу. Появилась должность придворного живописца, специализировавшегося преимущественно на этом жанре.

Барокко внесло в портретное искусство свето-теневые контрасты, силу эмоций, глубину и драматизм.

Живописцы рококо добавили портретам интимности, лиричности, изящного очарования.

Серьёзно повлиял на развитие жанра романтизм: художники-портретисты этого направления стремились заглянуть в душу человека, создать одухотворённый образ в портрете.

С конца XVIII столетия в портретной живописи нарастали реалистические тенденции.

Но к концу XIX — началу XX веков реализм сдаёт позиции. Так, импрессионисты старались отразить настроение модели, подчеркнуть эмоции в конкретный момент времени.

Многие художники стали делать акцент на экспрессии. Выразительный образец — кричащий образ Гюстава Курбе.

Другие экспериментировали с цветом, третьи искажали пропорции, четвёртые создавали образы из кубических форм, пятые приправляли сюрреализмом…

Современные портретисты продолжают искать оригинальные художественные подходы, позволяющие отобразить индивидуальность человека.

Составные психологического портрета.

Психологическую характеристику можно составить для самого себя или описать другого человека. Но в любом случае она включает обязательные компоненты:

  • Темперамент. Традиционно типы темпераментов делятся на сангвиников, холериков, флегматиков, меланхоликов и определяют стиль поведения человека.
  • Интеллект. Определяет способность к обучению, адаптации, рациональному мышлению.
  • Характер. Это устойчивые особенности поведения, которые определяют отношение к труду, к другим людям, к самому себе, к вещам.
  • Умение общаться. Включает вербальную, невербальную, семантическую (смысловую) манеру общения.
  • Способности. К общим способностям относят готовность к труду, гибкость ума, адаптивность, продуктивность.
  • Эмоциональность. Вернее, способность управлять и контролировать свою эмоциональность.
  • Самооценка. Это эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в заниженной, завышенной, адекватной самооценке.
  • Направленность. В ее основе лежит мотивационно-потребностная сфера, которая может быть направлена на задачу, на общение, на самого себя.
  • Уровень самоконтроля. Это контроль собственных действий и воздействий, который включает эмоциональный контроль, самоконтроль поведения.
  • Способность к групповому взаимодействию. Это способность к коммуникации, умение поддержать разговор, найти общие темы или интересы.

Пройти тест на темперамент

Методик для составления психологического портрета существует немало, и использовать все одновременно не имеет смысла. Менеджер по персоналу может скомбинировать несколько методик в зависимости от будущей должности соискателя. Например, для одних специальностей приоритетом является ответственность, стрессоустойчивость, а для других – коммуникабельность, умение убеждать.

Есть стандартные личностные и профессиональные опросники, с помощью которых можно составить психологический портрет – пример опросника вместе с его расшифровкой можно найти в открытом доступе в сети и у нас на сайте. Самые популярные это:

  • Тест на тип темперамента
  • Тест на тип восприятия
  • Тест: Шкала депрессии Бэка
  • Тест на одиночество
  • Тест: ребенок, взрослый, родитель
  • Тест: Шкала самоуважения
  • Тест на самооценку
  • Тест на уверенность в себе
  • Тест на неуверенность в себе
  • Тест Фрейда

Но высший пилотаж – это психологический профиль преступника, который составляют следователи-профайлеры. Ведь информацию они получают не по тестам, а зачастую даже не выезжают на место преступления. По фотографиям, протоколам, отчетам экспертов профайлеры делают предположения о возможном возрасте, семейном положении, воспитании, сексуальной зрелости преступника, чтобы потом по этим данным составить будущий алгоритм поведения.

Образец готового портрета, правила написания

При составлении психопортрета следует быть максимально объективным и точным, а также использовать разнообразные методы работы с клиентом. Не стоит добавлять в описание собственную оценку человека. Вот пример готового портрета, который можно составить. Методика написания портрета мужчин и женщин примерно одинакова.

Клиент … лет (фамилия, имя) имеет следующие психологические характеристики:

  • Холерический темперамент;
  • Уровень интеллекта выше среднего;
  • Упорный, настойчивый характер;
  • Развито умение общаться и убеждать;
  • Низкий уровень эмпатии;
  • Способности к ораторству и лидерству в коллективе;
  • Завышенная самооценка;
  • Типичный экстраверт.

Этот вариант можно использовать как образец, например, во время консультаций с клиентом. По итогам написания портрета составляются рекомендации.

Для того чтобы верно составлять описание личности, необходимо, прежде всего, желание разбираться в людях и искренняя симпатия к ним. В этом случае человек максимально раскроется во время беседы, и психолог без труда опишет его характерные черты. Главное – объективность во время составления и умение посмотреть на личность человека со стороны свежим, не «замыленным» взглядом. Тогда готовый портрет получится ярким, интересным и достоверным.

Мой психологический портрет

Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т

д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V—IV в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический — от слова «кровь», флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.

2 стр., 686 слов

СХЕМА и этапы СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

… ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА   1. АНКЕТА пол возраст базовое образование семейное положение   2.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ   Этап 1   Интерпретация по каждой методике. Описание человека, … – женственность) 3. Диагностика волевого потенциала личности 4. Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И.Уманский, И.А.Френкель, А.Н.Лутошкин, А.С.Чернышов и др.) …

В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.

Типы темпераментов:

1. Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т. е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот);

2. Холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением);

3. Флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы;

4. Меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.

Для определения своего типа темперамента мне потребовалось пройти опросник Г. Айзенка. Ответив на предложенные вопросы, я выяснила, что обладаю эмоциональной стабильностью и типу моего темперамента свойственна экстраверсия. Это значит, что я являюсь по типу темперамента Сангвиником. И действительно, сравнив описание Сангвиника, я нашла все те черты присущие и мне.

Их положительные качества: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность.

И отрицательные: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность.

«Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание» — к сожалению это про меня.

Психологическое тестирование сотрудников.

Каждый работодатель хочет иметь в своей команде сотрудников исключительно грамотных, не боящихся трудной работы, коммуникабельных и ответственных. Результативное выполнение поставленных задач и целей требует наличия не только конкретных умений и компетенций, но также и определенных персональных, личностных качеств.

Для того, чтобы узнать о претенденте на работу такой массив информации, необходимо вести наблюдение за ним достаточно продолжительное время. Именно поэтому для вновь поступивших на работу в компанию устанавливаются различной продолжительности испытательные сроки. И все таки, несмотря на право руководителя в случае неудовлетворенности работой сотрудника уволить его в течении этого срока, многие директора хотят создать команду сотрудников без какой-либо текучки кадров. Но, к сожалению, достаточно часто уже приступив к работе, выясняется, что сотрудник не соответствует уровню занимаемой должности, а возможно и требуемой квалификации. Его стиль работы, манера поведения и общения с коллегами и руководством, личностные качества могут вызвать негативную реакцию как у руководства, так и у окружающего персонала.

Для проведения эффективной кадровой политики с минимальной текучкой кадров применяются методы психологического тестирования при приёме на работу и при переходе на новую должность при повышении. Это помогает получать более подробные, достоверные данные о кандидатах или сотрудниках и четко видеть полную и ясную картину, которая характеризует их профессиональные возможности с точки зрения их личностных психологических особенностей. Как правило, психологическое тестирование используется после первоначального собеседования с кандидатом. Это помогает в полной мере получить подробные и абсолютно достоверные данные о нем, увидеть цельную и предельно ясную картину, иллюстрирующую его профессиональные возможности с точки зрения психологических особенностей личности и составить его комплексный психологический портрет.

  • Определение соответствия вакансий психологическим свойствам кандидатов.
  • Выявление уровней компетентности при решении психологических проблем в коллективе.
  • Потенциал личности.
  • Лояльность к работодателю,
  • Мотивация при работе по найму.
  • Определение жизненной мотивации и ценностные ориентиры.
  • Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
  • Лидерские качества и способность управлять коллективом.
  • Выявление скрытых демотивирующих личностных факторов, конфликтогенов.
  • Состояния на  момент исследования.
  • Мотивационная направленность.
  • Интеллектуальные особенности.
  • Эмоционально-волевые особенности.
  • Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия.
  • Поведение в экстремальных ситуациях.
  • Отношения к работе.
  • Умение приспособиться к изменениям и управлять ими.
  • Управляемость и способность к обучению.
  • Стрессоустойчивость и способность противостоять длительной стрессовой ситуации.
  • Способность к рутинной работе.
  • Отношение к регулярному контролю со стороны руководства.
  • Восприимчивость к большому объему информации, её анализ.
  • Креативность.
  • Отношение к алкоголю и наличие других зависимостей.

Психологическое тестирование необходимо для выявления комплексной надежности сотрудника и включает в себя тестирование с помощью стандартизированных методик, обладающих высокой степенью достоверности и точности:

  • Выявление системы ценностных ориентаций.
  • Состояние на данный момент времени.
  • Тесты личности.
  • Методы портретного выбора.
  • Тесты общих способностей и интеллектуальные тесты.
  • Методики структуры интеллекта.
  • Тесты общих профессиональных способностей.
  • Тесты специальных способностей.
  • Тесты достижений.

Благодаря психологическому анализу руководитель получает возможность:

  • Принять единственно правильное управленческое решение касательно персонала.
  • С максимальной точностью спрогнозировать поведение каждого сотрудника сотрудников в рабочих ситуациях.
  • Правильно и эффективно подобрать для каждого сотрудника индивидуальные мотиваторы, для повышения эффективности его работы.
  • Выявить тех претендентов на работу в компании, чьи личностные особенности и характеристики изначально не подходят для работы в Вашей компании, не соответствуют коллективу и личности руководителя.

Подходы к составлению психологического портрета преступника

Концептуально, психологический профиль правонарушителя основан на теоретическом предположении, что все поведение обусловлено личностью. Существует два подхода к установлению взаимосвязи между характеристиками преступления и преступника.

Статистический подход основан на существующей статистике сопряженности характеристик преступника с характеристиками преступления (их совокупностью), определенной для аналогичной категории раскрытых дел. Он активно используется в практике следственной работы полиции США, Англии, Голландии и ряда других стран. Недостатком этого подхода является отсутствие значимых суждений о производных характеристиках преступника. В то же время, в конкретном случае наименее статистически определенные характеристики могут оказаться наиболее надежными и информативными.

Аналитико-психологический подход направлен на выявление субъективно-личностного содержания действий правонарушителя, на основе которого выдвигается аргументированная версия о его признаках. Другими словами, связь признаков человека с признаками поведения здесь опосредована их психологической, семантической взаимосвязью. В данном разделе рассматривается данный подход, теоретические основы, принципы и алгоритм реализации на практике.

Теоретические основы разработки психологического портрета правонарушителя (аналитико-психологический подход). В теории и практике психологии изучение психологических явлений начинается с конкретных действий и поступков человека, с его объективного поведения . В этом случае, исходя из наличия общей для внешней и внутренней деятельности макроструктуры , можно говорить о способности идеального оставлять свой «отпечаток» в материальной среде в виде «сложного, личностно-регулятивного следа» , в котором заключены решения лица по каждому элементу криминалистического признака преступления. Этот «след» не менее пригоден для идентификации личности преступника, чем отпечатки пальцев. Поэтому разработка ППС основывается на определенных психологических принципах анализа происшествия.

  1. Элементы описания преступления рассматриваются как результаты поведения, реализуемого человеком в условиях свободного выбора, определяемого системой сознательных и бессознательных мотивов и направленного на достижение субъективно желаемой цели.
  2. Элементы уголовно-правовой характеристики преступления рассматриваются как единая система, системообразующим принципом которой является личность преступника в ее субъективном отношении к другим составляющим элементам уголовно-правовой характеристики.

Таким образом, преступное событие как психолого-криминологическая система включает в себя свои элементы (время, место, орудие, жертву и т.д.) на основе материализованного в них «идеального (психологического)», т.е. субъективного отношения преступника к качественному содержанию каждого из них и в их совокупности, что предопределяет принимаемые им решения. Это личностно окрашенное отношение находит свое внешнее проявление в «индивидуальном поступке», интерпретируемом Х. Хекхаузена как действие, определяемое индивидуальной чертой личности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психология кризисных состояний
  2. Душа – целесообразная основа человека
  3. Проблема референтной группы в социальной психологии
  4. Педагогическая система Коменского
  5. Левши и правши. Особенности психического склада и строения мозга
  6. Психологические особенности страхов дошкольников
  7. Взаимосвязь агрессивного поведения и самооценки у подростков — Психология агрессии: типы, компоненты, основные теоретические подходы
  8. Активность наблюдения — Специфика метода активного наблюдения в психологии
  9. Психолог и его психологическая защита
  10. Программа психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы у подростков
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий