Три вместо двух
— Ваше преподавание отличается? Может, меньше предметов или часов? Ведь отличники и хорошисты к вам не рвутся.
— У нас очно-заочная форма обучения, срок, которой увеличен на год, поэтому есть двенадцатый класс. Образовательная программа соответствует федеральным стандартам, количество предметов и часов такое же.
— Вам, как никому, видно, как непросто тем, кто окончил школу много лет назад и опять берёт в руки учебник. Как восполнить пробелы в знаниях?
— Обычному педагогу было бы сложно, но у нас преподают те, кто знает, как решать эти проблемы. Случайных специалистов нет. Практически все долго работали в системе вечернего образования. Знают, что к каждому ученику нужен индивидуальный подход.
Очень удобно, что классные параллели есть в первую и во вторую смену. Можно приходить на занятия к девяти утра или во вторую смену к четырём вечера. Гибкий график посещений позволяет взрослым меньше зависеть от того, когда заканчивается работа или есть ли кому посидеть с детьми.
— А что делать с подростками? Они почти взрослые люди, изменить их мировоззрение, отношение к учёбе в этом возрасте непросто.
— Многим элементарно не хватало внимания, и учителя стараются мотивировать их, поддерживать. В моём кабинете всегда открыта дверь, дети знают, ругать их не будут: я давно поняла – это бесполезно. Лучше дать выговориться, а потом вместе решить, как исправить ситуацию. С подростками постоянно работают социальный педагог и педагог-психолог.
Как закончить экстерном 10-11 класс
Экстернат позволяет за один учебный год освоить программу двух и более классов. Этим часто пользуются старшеклассники, ведь досрочное окончание школы дарит минимум один год в запасе. Хочешь — путешествуй, хочешь — попробуй подрабатывать, а хочешь — меняй специальность во время учёбы в университете, если вдруг понял, что это не твоё.
Чтобы закончить 10–11 класс экстерном, нужно сменить форму обучения на самообразование. Так старшеклассник сможет самостоятельно выбирать, что и когда учить, и не зависеть от остальных одноклассников. Гибкость обучения позволяет ускорять программу и «перепрыгивать» через классы. Ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Василий Полторацкий в ускоренном режиме окончил как 8–9, так и 10–11 классы. «Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь», утверждает Вася.
Правила сдачи ЕГЭ при обучении в вечерней школе
Ученики таких школ тестируются на общих основаниях. Что это значит:
- до февраля (в том году, когда планируется аттестация) им нужно подать заявку с перечнем предметов, по которым они хотят сдавать ЕГЭ;
- количество дисциплин не ограничено (можно на все 15);
- при недоборе минимального балла по обязательным предметам тесты можно написать повторно в дополнительное время;
- обязательных дисциплин всего две — базовая математика и русский язык.
Заявление
Заявление подается по месту обучения. В нем необходимо перечислить предметы, по которым вы хотите сдавать аттестацию. К исполнению этот список необязателен. То есть человек может записаться на ЕГЭ по физике, биологии, химии и географии, а де-факто явиться на сдачу только физики. Санкций за это не предусмотрено.
Какие экзамены надо сдать
Набор экзаменов, которые планируется сдавать, выбирает сам учащийся школы. Для аттестата ему хватит и базовой математики с русским. Если же он планирует поступать в один из вузов (а даже взрослым ученикам, которые проходят экстерном программы 10 и 11 класса на вечернем обучении, доступно первое высшее бесплатное образование), то в списке должны быть профильные дисциплины (включая профильную математику, если будущая профессия связана с вычислениями). Всего их 15. Выбирать можно любые.
Какой способ подготовки лучше выбрать
Выбирая способы подготовки, надо учитывать три важных момента самого формата вечернего обучения:
- уровень образовательных программ, как правило, ниже, то есть выпускнику придется приложить больше усилий, чтобы поступить в престижный вуз (как минимум быть наравне с обычными школьниками. Которые будут сдавать ЕГЭ в этом году);
- до 80% учеников «вечерки» — взрослые люди, давно забывшие школьную программу (надо многое вспомнить);
- подход к проверке экзаменационных листов для слушателей курса будет ровно таким же, как и для остальных.
Все это к тому, что подготовиться надо основательно. Делать это самостоятельно или с чьей-то помощью, выбирать вам. Мы лишь приведем наиболее доступные способы получения необходимых знаний.
Курсы
Самый простой и эффективный вариант — онлайн-курсы. Их много, оплаты они требуют невысокой. Готовят к ЕГЭ за разное время.
Для взрослых выпускников большой плюс такого формата — свободный график посещения занятий и удаленный режим учебы
Это важно и тем, кто стесняется сидеть в окружении детей, и тем, кому просто не хватает времени на работу, обучение в школе и подготовку
Курсы бывают разными: индивидуальными (для тех, кому нужны 100 баллов), в парах и групповыми. Практика показывает, что наиболее комфортный вариант — мини-группы по 10−14 человек.
Самостоятельная подготовка
Повторять материалы можно и самостоятельно. Для этого нужно составить расписание по темам каждого предмета (по кодификатору ФИПИ) и уделять учебе дома минимум по 1−1,5 часа в день. Если времени мало, заниматься надо ежедневно. Непонятные вопросы можно разобрать с помощью онлайн-уроков, коих в Сети множество.
Занятия с репетитором
Аналог индивидуальных курсов — занятия с репетитором. Это удобно и эффективно. Но обычно обходится дороже, чем подготовительная программа на курсах. К тому же большое значение имеет уровень профессионализма репетитора, который с первого разговора оценить непросто.
Кто учится в вечерней школе?
Во времена Советского Союза вечерние школы предназначались в основном для рабочей молодежи отнюдь не школьного возраста. Сегодня же основная масса обучающихся в подобных учебных заведениях – это подростки из неблагополучной среды обитания, которые в силу своего возраста должны были бы обучаться в обычной школе. И только треть учеников – работающие молодые люди старше школьного возраста.
Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения. Согласно действующему законодательству, после девятого класса подросток может перевестись в вечернюю школу только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.
Если же говорить о “взрослой” категории учащихся, то чаще всего в вечернюю школу поступают военнослужащие-контрактники, которые из-за отсутствия среднего образования не могут продлить контракт, и спортсмены, которые из-за частых соревнований не смогли вовремя получить полное среднее образование.
Самообразование или вечернее обучение — что выбрать
Если подростку не нравится в 10 или 11 классе, в поиске альтернативного формата семьи нередко задумываются о вечерних школах. Они предназначены для тех, у кого нет времени учиться днём. Например, подросток подрабатывает или посвящает много времени самостоятельному обучению по профильным предметам, чтобы поступить в топовый вуз. В вечерние школы принимают детей старше 15 лет, чаще всего преподают программу 10–11 классов.
Отличия вечерних школ от самообразования:
- Вечерняя школа не является самостоятельной формой обучения. Подростки находятся в контингенте школы, на очной, очно-заочной или заочной форме.
- Не подразумевается возможность выбора программы, расписания, педагогов — всё это устанавливается учебным заведением.
- По сути, основное отличие такой школы от обычной — уроки проходят во второй половине дня.
Если старшекласснику нужно больше свободы, стоит задуматься о самообразовании. Когда подросток переходит на домашнее обучение в 10–11 классах, ответственность за получение знаний ложится на него самого, при этом можно подключать репетиторов или онлайн-школы.
Как подготовиться, чтобы сдать ЕГЭ в вечерней школе
Главная особенность такой школы в контексте подготовки к ЕГЭ — более слабый уровень самой образовательной программы. Здесь в основном учатся те, кто когда-то недоучился по разным причинам, или не имеет возможности посещать обычные учебные заведения (например, работает). Соответственно, и подход к обучению более лояльный. Очень многое отдается на самостоятельное освоение, на которое не всегда хватает времени.
Как смогут учащиеся вечерней школы сдать ЕГЭ
Сам формат ЕГЭ ничем не отличается от обычных общеобразовательных заведений:
- даты проведения экзаменов — общие для всех учреждений и заранее публикуются на официальном сайте ЕГЭ;
- проведение аттестации — в строгих условиях (с полицией, осмотром шкафчиков, проверкой самих экзаменуемых, постоянным контролем со стороны учителей);
- время на заполнение экзаменационных листов — 3−3,5 часа, как и для школьников;
- проверка — в течение 7−14 дней экспертами.
Некоторые школы по аналогии с обычными уже с зимы начинают проводить пробные ЕГЭ, на которых ученики могут потренироваться. Тем, чье образовательное заведение такую практику не проводит, доступны «тренировки» в общеобразовательных школах и различных подготовительных центрах, где практикуется «симуляция» ЕГЭ.
В Центре довузовской подготовки при университете «Синергия», в частности, этому вопросу уделяется немало внимания. Многим учащимся (особенно тем, кто больше 5 лет назад бросил школьную программу) очень полезно сдать несколько таких «пробных» экзаменов.
Как учатся в вечерней школе
Занятия в сменных школах проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. По закону образовательные организации могут сами определять режим учёбы и ставить уроки в вечернее время. Это должно быть закреплено в локальных актах вечерней общеобразовательной школы.
Вечернее образование не является самостоятельной формой обучения. Обучающиеся находятся в контингенте школы на очной, очно-заочной или заочной форме обучения.
Большинство вечерних школ бесплатны. Выпускники на общих основаниях сдают ЕГЭ и получают такие же аттестаты о среднем общем образовании, как и другие школьники.
<<Форма демодоступа>>
Вечерняя школа: быть или не быть?
Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.
Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.
Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ, которые в существующей редакции закона “Об образовании” даже не упомянуты.
Особенности обучения в вечерней школе
Согласно нормативам, обучение в вечерней школе составляет три года. Увеличенная продолжительность обучения – вынужденная мера, поскольку занятия в большинстве таких школ проводятся не ежедневно, при этом количество учебных часов заметно меньше, чем в обычной средней школе.
Как можно понять из названия учебного заведения, занятия проводятся по вечерам (как правило, с 16-00 до 20-30). Причем ученик может перейти на индивидуальный график обучения, договорившись с преподавателем о том, что часть уроков он будет пропускать и выполнять задания дома.
Существуют вечерние школы, осуществляющие и дневное обучение (да, да, как бы странно это не звучало). В таких учебных заведениях занятия начинаются в 9 утра и заканчиваются в 15-16 часов. Правда, учиться нужно всего четыре дня в неделю. При этом, учитывая специфику контингента (подростки из неблагополучных семей, испытывающие трудности в учебе и в общении с окружающими), педагоги лояльно относятся к своим ученикам, практикуя дифференцированный подход.
Еще одной отличительной особенностью вечерних школ являются разновозрастные классы. За одной партой могут оказаться подросток и человек пожилого возраста, что с одной стороны хорошо (более старший ученик может помочь своему юному однокласснику и поделиться своим жизненным опытом, выступая таким образом в роли психотерапевта), а с другой стороны плохо (разный возраст учеников очень часто становится причиной разобщенности интересов, что негативно влияет на общую атмосферу в классе).
Как сдавать ОГЭ и ЕГЭ в экстернате
Чтобы подняться на ступень основного общего образования, нужно сдать ОГЭ (это основной государственный экзамен); чтобы получить аттестат о среднем общем образовании — ЕГЭ (единый государственный экзамен).
И то и другое экстерны сдают вместе с остальными школьниками. Правила для всех одинаковые: русский и математика обязательно, остальные предметы по выбору. Даже если вы закончили программу 11 класса в феврале, придётся подождать до лета, чтобы сдать единый госэкзамен и получить аттестат.
Кстати, аттестат экстерна ничем не отличается от аттестата обычного школьника. В нём нет пометок о домашнем обучении. Отличники и хорошисты экстерната, как все, могут рассчитывать на медаль.
КОМУ ПОДХОДИТ ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА?
Взрослым людям, которые по каким-либо причинам не получили основное среднее или полное среднее образование.
Всем, кто окончил 9 классов и пошёл работать, но потом всё же решил доучиться. Если вдруг человек учился в СССР и у него сохранился документ об окончании 9 классов, то все предметы будут зачтены, и он сможет продолжить учиться дальше.
Всем, кто был не способен по разным причинам учиться в школе, а онлайн-образование тогда получить было невозможно.
Иностранцам, которые были в отъезде и, вернувшись во взрослом возрасте, хотят доучиться, чтобы получить аттестат и поступить в российские ВУЗы.
После колледжа в школу
— Нередкая ситуация: подросток поступил в колледж, а через пару лет бросил его. Не возвращаться же в школу?
— Таких у нас немало. Как правило, они приходят в 12-й класс, поскольку за время учёбы в колледже программу общей школы в основном изучили. Кроме того, студентов колледжей могут зачислить к нам в качестве экстернов. Они проходят промежуточную и государственную итоговые аттестации по образовательным программам среднего общего образования. В год с этим вопросом обращаются 8–12 человек. В прошлом году две студентки медколледжа, проучившись там два курса, сдали ГИА в форме ЕГЭ и поступили в медвузы.
— Ваши выпускники тоже получают высшее образование?
— Их, конечно, меньше, чем в обычных школах, но они есть. В вузы поступают до 19 % наших выпускников. Чаще выбирают местные вузы, но есть те, кто целенаправленно готовится и поступает в другие города: Рязанскую академию ФСИН, Курский медуниверситет, Петровский колледж в Петербурге. Есть успешно окончившие два вуза. Среднее специальное образование получают 17 %. Многие относятся к учёбе осознанно. Они уже понимают, чем хотят заниматься и какое образование понадобится. Жизнь дала им второй шанс, и они его не упускают. Мы же стараемся максимально помочь.
— Как успевать по предмету, который изучал несколько лет назад? – задаём вопрос уже учителю химии.
— На первых уроках я проверяю уровень знаний и понимаю, кто что может, – отвечает Юлия Головкова. – Ребятам с высоким уровнем даю тестовые задания, а с остальными возвращаемся к изучению опорных знаний, которые есть в любом предмете. С помощью карточек-информаторов начинаем с азов, например, строения атомов, таблицы Менделеева. А если ученик понял строение атомов, он распишет любой элемент, и руку будет тянуть, чтобы его к доске вызвали. Главное, чтобы было желание учиться. Тогда никакой перерыв в учёбе не страшен.
Резюме
В России можно учиться вне школы. С 1 по 9 класс такая форма называется семейным образованием, а в 10 и 11 — самообразованием: ребёнок занимается дома и осваивает программу самостоятельно или при помощи репетиторов, курсов, онлайн-школ.
С 1 по 9 класс решение о переходе принимают родители, в 10 и 11 — сам ученик, но с согласия родителей. Причинами чаще всего являются способности, не соответствующие уровню школы, внеурочные увлечения, жизнь за границей и другие.
Самообразование позволяет заниматься усерднее, качественнее и более осознанно, чем в массовой школе, оно развивает самостоятельность. Можно задействовать более широкий спектр ресурсов, привлекать педагогов со всего земного шара благодаря технологиям дистанционного образования и руководить процессом учёбы. Самообразование даёт инструменты для профильного индивидуализированного обучения и углублённой подготовки к олимпиадам, ЕГЭ и поступлению в вуз.
Что такое экстернат по закону 2012 года
Сейчас существует четыре ступени общего образования:
- дошкольное — это ясли и детский сад для детей до 7 лет;
- начальное — обучение детей до 11–12 лет;
- основное общее — это средняя школа, где дети находятся до 14–15 лет;
- среднее общее — это старшая школа, которую заканчивают в 17–18 лет.
Получать образование можно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций. Это называется формами получения образования.
<<Форма демодоступа>>
Внутри каждой из них выделяются формы обучения (статья 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Формы обучения в образовательной организации:
- очное,
- очно-заочное,
- заочное.
Формы обучения вне образовательной организации:
- семейное образование,
- самообразование.
Формы получения образования по закону «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г.
«Где же экстернат?» — спросите вы. В современном законодательстве он трансформировался из формы обучения в форму аттестации.
Экстернат — это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании, при которой ученик самостоятельно осваивает программу и экстерном сдаёт промежуточные и итоговые аттестации.
Вечерняя школа или семейное образование: что выбрать
Плюсы вечернего обучения:
- бесплатно в большинстве случаев,
- можно продолжить очное обучение во взрослом возрасте.
Минусы вечерней формы обучения:
- качество образования может быть низким,
- в одном классе могут быть люди разных социальных слоёв и возрастов,
- нет возможности выбора образовательной программы.
Плюсы семейного образования:
- возможность учиться в удобное время и в комфортном темпе,
- свобода в выборе программы и способе организации учебного процесса.
Минусы семейного обучения:
- могут возникнуть трудности при поиске школы для аттестации,
- нужны ресурсы на организацию учебного процесса.
Для наглядности рассмотрим разницу между обучением в вечерней школе и семейным образованием в таблице.
Разница между вечерними школами и экстернатом
Берём всех
Школа № 14 находится на первом этаже обыкновенной четырёхэтажной панельки. Экскурсия, которую проводит директор Валентина Быканова, не занимает и пяти минут. Мы быстро заглядываем в пять светлых кабинетов. Ни привычного актового, ни физкультурного залов нет. Раньше у каждой вечерней школы было собственное здание на 400–500 человек. А сейчас тут всего 157 учеников. Большая часть – молодёжь. Днём – продавцы, грузчики, домохозяйки, молодые мамы, а вечером – школьники. Но есть и те, кто постарше. К примеру, в прошлом году выпустили 70-летнюю ученицу. Появилось свободное время, и человек захотел ликвидировать пробелы в знаниях. За парту может сесть любой: даже пенсионный возраст не может стать преградой. Нередко приходят и 30–40-летние. Они ушли из школы после девятого класса, стали работать, а спустя годы решили, что нужно среднее образование, – без этого профессиональный рост невозможен. Много ребят после армии. Повзрослев, поняли, что без образования никуда.
Проблемы современной вечерней школы
Ни для кого не секрет, что российская система образования в настоящее время находится в достаточно критическом состоянии, и только начинает свой путь на пути к глобальному реформированию. Однако в наиболее печальном положении оказались вечерние школы, о чем свидетельствует целый ряд проблем, к которым можно отнести:
- финансирование по остаточному принципу – причем это касается как материально-технической и методической части, так и финансирования штатных единиц. В результате, вечерняя школа не может сделать своевременный ремонт, обеспечить учеников обучающим материалом и укомплектовать штат всеми необходимыми специалистами (психологом, социальный педагог, методистом, воспитателем и т.д.);
- отсутствие специализированных учебных программ для вечерних школ – как правило, педагоги каждой вечерней школы самостоятельно “перерабатывают” методические материалы обычной школы, подстраивая программы обучения средней школы под то количество часов, которое положено данным учебным заведениям;
- отчуждение учителей вечерних школ от статуса школьного педагога – из-за этой проблемы многие учителя сталкиваются с большими трудностями при оформлении пенсии за выслугу лет и не получают доплату за классное руководство.
Можно ли перевестись с заочного обучения на очное?
Некоторые студенты, чтобы получить возможность регулярно посещать лекции и семинары, принимают решение о переводе с заочного на очное отделение. При наличии определенных условий учащиеся-заочники имеют право сменить форму обучения и перевестись на стационар.
Перевод с заочного отделения на очное
О возможности, условиях и особенностях такого перехода можно узнать в деканате факультета или у вышестоящего руководства вуза. Нередко для перевода требуется сдача дополнительных экзаменов и зачетов.
Можно ли перевестись с заочной формы обучения на очную
Российское законодательство разрешает учащимся университетов переводиться с заочки на стационар. В уставе любого учебного заведения прописаны правила, устанавливающие, как перевестись с заочного отделения на очное. Каждый вуз по своему усмотрению формирует перечень требований, но в стандартном варианте переход возможен при следующих условиях:
- наличие соответствующей специальности и вакантных мест на стационаре;
- высокая успеваемость (без оценок «удовлетворительно» в зачетной книжке);
- отсутствие академических задолженностей и разницы учебных планов (чтобы ликвидировать расхождение, может потребоваться сдача дополнительных экзаменов).
Перевод на стационар с заочного зачастую осуществляется с потерей одного года по причине несовпадения программ разных форм обучения.
Перевод осуществляется исключительно после сессии по итогам сдачи экзаменов и зачетов.
Если по каким-то причинам переход на стационар на бюджет недоступен, можно попробовать перейти с заочки на контрактное обучение, так как на платной основе обычно больше вакантных мест. В этом случае придется доплатить разницу в стоимости, ведь плата за семестр на дневной форме обычно выше.
Порядок перевода
После того как решение о переводе будет принято, необходимо выполнить основные требования:
- Уведомить о своем намерении деканат и уточнить наличие очного отделения и свободных мест на вашей специальности.
- Если препятствий нет, в деканате своего факультета необходимо написать заявление установленного образца на имя ректора вуза с просьбой о переводе.
- Подготовить зачетную книжку, подтверждающую отсутствие академических задолженностей, и приложить ее ксерокопию к заявлению.
- Пройти процедуру аттестации. Каждое учебное заведение выдвигает индивидуальные требования: простая проверка зачетки, собеседование, ответы на вопросы и прочее.
- Часто в процессе аттестации выявляется академическая задолженность, которую необходимо устранить, сдав недостающие зачеты и экзамены.
Особенности перехода с заочки на очку
Дневная форма обучения существенно отличается от заочной. Учащийся стационара обязан погрузиться в настоящую студенческую жизнь: отложить учебники и заменить подготовку к семинару походом в кино не получится.
Основные нюансы процедуры перехода:
- перевод между различными формами обучения не осуществляется в середине или начале семестра, обращаться с заявлением к ректору лучше всего ближе к сессии;
- при осуществлении перехода студент может быть зачислен на очное отделение на предыдущий курс по причине несовпадения программ;
- необходимо предварительно узнать о наличии бюджетных свободных мест на вашей специальности (особенно, если заочка бесплатна), в противном случае вы должны быть готовы к обучению на контракте;
- обучение на платной очной форме обычно стоит дороже заочного образования;
- отсутствие нарушений дисциплины и высокие оценки (без троек в зачетной книжке) повышают вероятность перевода, тогда как низкая успеваемость может быть основанием для отказа.
Теперь вам известно, можно ли с заочки перевестись на очку, какие документы для этого необходимо подготовить и куда обращаться с просьбой о переходе.
Однако очная форма получения образования подходит не всем, особенно, если студент желает по окончании института иметь не только диплом, но и практические навыки в профильной области, подкрепленные трудовым стажем.
Поэтому перед написанием заявления о переводе, следует тщательно продумать целесообразность решения.
Порядок перехода на самообразование
<<Форма демодоступа>>
Собрать семейный совет
Всем, кто участвует в принятии решения, следует собраться вместе и взвесить за и против. Если инициатором выступает подросток, ему или ей нужно объяснить взрослым, почему переход на самообразование — хорошая идея. Ниже мы перечислим наиболее распространённые причины перехода, возможно, кто-то узнает в них себя.
<<Перелинковка>>
Решить юридические вопросы
Семейный совет завершился положительным вердиктом? Переходите к делу. Чтобы перейти на самообразование, нужно выполнить несколько действий:
- Уведомите органы управления образования. Для этого родителям нужно написать заявление.
- Отчислитесь из текущей школы. Будьте готовы к возможному давлению со стороны педагогов или администрации. К сожалению, самообразование всё ещё окружено мифами и стереотипами. Но закон на вашей стороне.
- Выберите учебное учреждение для аттестаций. Хоумскулеру необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность, чтобы регулярно сдавать аттестации. Подберите школу с комфортным графиком аттестаций и направьте туда заявление.
- Подпишите договор об их сдаче. Договор о порядке проведения аттестаций определит права и обязанности сторон, периодичность и форму экзаменационных испытаний на самообразовании. Его подписывают родители и директор образовательной организации. Вы можете составить собственный договор.
<<Перелинковка2>>
Организовать учёбу на дому
Самообразование даёт свободу выбора. Можно взять готовую программу или разработать свою. Можно читать учебники и заниматься с репетиторами, а можно подключить онлайн-школу. Можно за год проходить программу сразу нескольких классов, а можно двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
Критерии выбора онлайн-школы для самообразования:
Интересы подростка
Если старшеклассник уже знает, что собирается сдавать на ЕГЭ и на какое направление поступать, важно найти онлайн-школу, которая обеспечит качественную подготовку, чтобы углублённо изучать любимые дисциплины и готовиться к олимпиадам.
Педагогический состав. Лучше, если преподавателями будут эксперты и специалисты в своей области
Так, в «Экстернате Фоксфорда» преподают учителя из МГУ, МФТИ и ВШЭ, члены жюри Всероссийской олимпиады, действующие эксперты ОГЭ и ЕГЭ.
Отзывы. Узнайте, что говорят об организации ваших знакомые и друзья.
Плюсы семейного образования в 10–11 классах
Вот несколько весомых преимуществ домашнего обучения в старших классах.
Профильное обучение
Большинство старшеклассников уже задумываются о том, с какой профессией связать будущее, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда поступать. Несмотря на то что во многих массовых школах введено профильное обучение и детей делят по классам в зависимости от направления (гуманитарное, биохимическое, физико-математическое — самые популярные), эффективность оставляет желать лучшего. Ирина Фомичева, мама выпускницы «Экстерната Фоксфорда», отмечает, что даже профильное обучение в обычной школе подразумевает множество ненужных предметов. Приходилось учить и сдавать бесполезные дисциплины, или наоборот — жертвовать любимыми.
В «Экстернате Фоксфорда» разработано шесть индивидуальных образовательных маршрутов. Ребёнок может получать знания именно в тех сферах, где у него есть задатки и интерес. А если предпочтения пока не сформированы, тест и консультация со специалистом помогут выбрать профиль обучения.
На данный момент в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» представлены шесть маршрутов:
- математический,
- гуманитарно-лингвистический.
- естественно-научный,
- технологический,
- физико-математический,
- социально-гуманитарный.
Экономия времени
Кому как не старшеклассникам, которые стремятся успеть блестяще подготовиться к ЕГЭ и поступить в крутой вуз, известна цена времени. В массовой школе время отнимается не только бесполезными предметами, но и бюрократическими формальностями. Например, обязательными мероприятиями и линейками в актовом зале или дисциплинарными нотациями в чей-то адрес.
Гибкий график
Подросток может установить удобное расписание и сам выбирать, когда уделять время занятиям на самообразовании. Возможно, ему тяжело вставать раньше десяти утра или часть дня занимает подработка.
Свобода выбора
В обычной школе дети привыкли ходить по струнке и заниматься исключительно по образцу, который задаёт формат традиционного обучения. На самообразовании родители и ребёнок вольны выбирать всё самостоятельно — не только график, но и учебный план, пособия, дополнительные ресурсы, курсы. Главное — успешно сдавать аттестации.
Целеполагание
Если подросток амбициозен, мечтает поступить в крутой вуз, набрать достаточное количество баллов для бюджета или написать олимпиаду, самообразование даст необходимые инструменты. Например, индивидуальные маршруты в «Экстернате Фоксфорда» включают в себя подготовку к престижным олимпиадам (Всерос, «Ломоносов», Менделеевский конкурс, «Физтех» и другие).
Многие ученики, которые осваивают школьную программу на дому, планируют поступать или уже поступили в ведущие вузы России — МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ, ВШЭ. Ребята, выбирающие учиться самостоятельно, чаще всего нацелены на результат. Они понимают: всё зависит от их вклада и усилий.
<<Форма семейного образования>>
МОЖНО ЛИ ВЫБРАТЬ ЭТОТ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ НАШЕЙ СЕМЬИ?
Поступать в вечернюю школу могут все желающие, достигшие возраста 15 лет. Если по какой-то причине вы не закончили среднее звено или 10 и 11 класс, вы можете окончить школу и получить аттестат во взрослом возрасте.
Для детей-старшеклассников, которые хотят поменять формат обучения в последние 2 года, лучше всего подойдут заочная форма или семейное обучение. В вечерней школе занятия проходят не каждый день и поэтому программа старших классов изучается 3 года.
Обучаясь в вечерней школе, ученик не может выбирать формат и программу обучения. Все аттестации, контрольные и переводные экзамены должны быть сданы в соответствии с графиком, утвержденным учебным заведением.
ЧТО ЖЕ В НЕЙ ХОРОШЕГО?
Вечерняя школа — это отличный шанс наверстать упущенное и закрыть те пробелы в образовании, которые не дают вам покоя или мешают реализовывать свои планы.
- Вечерняя школа позволяет бесплатно получить необходимое образование;
- Занятия в школе проходят по вечерам, что позволяет совмещать их с основной занятостью и обеспечивать себя;
- Нагрузка в вечерних школах не такая большая, как в обычных, никто не наседает и не гонится за результатами. В вечерней школе уже совсем другие цели.
Из основных минусов вечерней школы можно выделить:
- Заниженные требования к ученикам. Так как в классе собираются ученики разного уровня, возраста и контингента, учителя часто снижают требования к обучающимся. Поэтому многие сильные ученики могут не получить необходимых им знаний.
- Поверхностная подача материала. В силу того, что занятия проходят не каждый день, учителям приходится сжимать материал, чтобы уложиться в программу.
- Нет обратной связи и поддержки. Учиться в школе во взрослом возрасте тяжело не только физически, но и морально. Поэтому в вечерней школе, как никогда, необходима поддержка специалистов или кураторов. Но, к сожалению, бесплатное образование не предоставляет таких услуг, и многим взрослым становится тяжело себя мотивировать и дисциплинировать.
Семейное образование
Семейное образование (СО) — это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. С 1 по 9 класс образование вне школы называется семейным обучением, а в 10–11 классах и для людей старше 15 лет — самообразованием.
Верхняя возрастная планка для семейного образования не установлена. Формой самообразования может воспользоваться даже взрослый работающий человек
Однако важно понимать, что в отличие от вечерней школы, ответственность за учебный процесс лежит на самом обучающемся. Необходимо самостоятельно или с помощью репетиторов и онлайн-школ осваивать материал
Так, в «Экстернате Фоксфорда» можно изучить школьную программу с 1 по 11 класс. Помимо базовых курсов, необходимых для успешной сдачи аттестаций, можно проходить дополнительные курсы для подготовки к поступлению в колледж или университет.
Переход на семейное обучение происходит по желанию родителей или с их согласия, если речь идёт о подростке от 15 до 18 лет. Совершеннолетний гражданин может перейти на самообразование самостоятельно.
<<Блок перелинковки>>
Освоение общеобразовательной программы в форме семейного образования должно подтверждаться с помощью промежуточных аттестаций. Для их прохождения необходимо прикрепиться к аккредитованной школе и получить статуса экстерна.
В СССР экстернат являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Сейчас это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
<<Перелинковка2>>
Кто такой экстерн и чем он отличается от обычного школьника
Экстерн находится на семейном образовании (самообразовании) и зачисляется в школу только для написания переводных контрольных работ и сдачи экзаменов.
Обычно экстернами являются:
- Ребята, которым некомфортно в школе. Когда программа даётся легко и на уроках скучно или, напротив, учёба в тягость из-за плохих отношений с одноклассниками и учителями.
- Ребята с серьёзными увлечениями. Когда спорт или творчество занимают так много места в жизни, что на школу не остаётся времени.
- Ребята, которые постоянно переезжают или живут за границей. Когда нет возможности ходить в школу на родине, а родителям хочется, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
- Ребята с особенностями здоровья. Инвалидность или частые болезни при учёбе в школе.
- Ребятам, которые осваивают программу на семейном обучении в удобном темпе и по индивидуальной программе.
Если говорить о личностных характеристиках, то экстерны, как правило, более самостоятельные и мотивированные, они очень дорожат временем. Почти у всех них есть жизненная цель, подогревающая тягу к знаниям.
<<Блок перелинковки>>