Симптомы неврологических заболеваний у детей
Первые признаки неврологических нарушений можно заметить у ребёнка уже в самом раннем возрасте. К доктору за помощью следует обратиться, если наблюдаются следующие симптомы:
- подёргивание подбородка и ручек в состоянии покоя;
- запрокидывание головы назад во время плача;
- отсутствие реакции на яркий свет и звук погремушки;
- неспособность удерживать погремушку через 30 дней после родов;
- неспособность удерживать головку через 30 дней после родов;
- обильное слюноотделение после кормления;
- гипервозбудимость (частый плач) или пассивное поведение (совсем не плачет);
- повышенная тревожность, нарушения сна (трудности с засыпанием, сон более 20 часов в сутки);
- частые срыгивания фонтаном;
- возникновение судорог при незначительном повышении температуры;
- гипертонус (постоянное напряжение) мышц ног, выгибание тела или наклоны головы в сторону, из-за этого ребёнка сложно переодеть;
- трудности с проглатыванием пищи;
- временные потери сознания;
- 3-месячный ребёнок не подражает речи взрослых;
- родничок впалый;
- ребёнок не желает желать на животе;
- при опоре на ножки ребёнок подгибает пальчики.
Что касается ребёнка старшего возраста, то тут симптомы неврологических заболеваний у детей будут несколько иными:
- забывчивость, рассеянность;
- обмороки;
- недержание мочи;
- задержка речевого развития;
- чрезмерная нервозность;
- приступы панических атак;
- ребёнок с трудом идёт на контакт с другими детьми;
- бессонница;
- плохой аппетит;
- постоянное уныние и тоскливое отношение к жизни;
- постоянная головная боль.
Если родители обнаружили даже некоторые из этих признаков, необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.
Список неврологических заболеваний у детей
Список неврологических заболеваний у детей довольно-таки внушителен, а потому ограничимся перечислением наиболее распространённых.
- Эпилепсия. Болезнь проявляет себя внезапно возникающими, повторяющимися судорожными приступами.
- Детский церебральный паралич. Заболевание характеризуется ограничением двигательных возможностей ребёнка, трудностями в поддержании вертикальной позы и ходьбе. Часто сопровождается сниженным интеллектом, задержкой речевого развития и эпилепсией.
- Невроз (психоневроз, невротическое расстройство). Это название объединяет группу обратимых расстройств, для которых характерны навязчивые, астенические или истерические проявления, ослабление как умственной, так и физической работоспособности.
- Гиперактивность. Болезнь проявляет себя излишней энергичностью и подвижностью ребёнка, нарушением внимания и сна, отсутствием аппетита, беспокойством и некоторыми вредными привычками, например, привычкой грызть ногти.
- Астенический синдром. Часто возникает как следствие черепно-мозговой травмы. Проявляет себя быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе или полной утратой способности длительное время выполнять физические нагрузки.
Особенности острого и хронического бронхита у детей
В большинстве случаев врачи справляются с лечением острой формы бронхита у детей. Если спустя четыре недели ребёнок продолжает кашлять, то диагноз меняют на затяжной бронхит. Подобное состояние продолжается до нескольких месяцев.
Главная опасность острой формы заключена в последствиях и осложнениях бронхита у детей. Про риск развития хронического бронхита или пневмонии уже говорилось. Возможно также перерастание в обструктивный бронхит, при котором начинаются проблемы с самим дыханием из-за отека и спазма. Развивается дыхательная недостаточность, одышка, становится тяжело дышать, что несет реальную угрозу жизни, особенно если ребёнок еще мал и с трудом может объяснить свои ощущения. В таком случае нужно как можно скорее обратиться к врачу, а при резком ухудшении состояния или выраженном ограничении дыхания – незамедлительно вызвать скорую помощь5.
Педиатры успешно проводят лечение острого бронхита у детей, но с хронической формой все сложней. Ее достаточно тяжело обнаружить у ребенка, ведь официально, диагноз ставится по прошествии двух лет минимум.
Для выявления хронической формы может потребоваться дополнительная диагностика, наблюдения, сбор анамнеза (опрос) у родителей. Сопоставив все данные, наблюдения, врач может поставить правильный диагноз.
При выявлении хронической формы важно вовремя замечать обострения заболевания, а также его ремиссии (затихание). Когда организм ребёнка атакует очередной приступ, проявляются следующие симптомы интоксикации:
- Возникает головная боль, слабость, ухудшается общее самочувствие;
- Повышенная потливость, особенно ночью;
- Ощущается постоянная усталость;
- Может повыситься температура.
Когда наступает ремиссия, все симптомы уходят, как сам кашель5.
Недавно терминология хронического бронхита у детей порождала споры в медицинском сообществе. У взрослых людей толчком для формирования хронического заболевания становятся курение или работа, связанная с опасным химическим или механическим производством (например, шахтеры). По понятным причинам, подобное не может относиться к ребёнку. Однако хронический бронхит у детей возникает довольно часто.
Также дети чаще страдают от бактериальной инфекции. Возможно, это связано с тем, что иммунитет в раннем возрасте еще плохо сформирован. Любое острое респираторное заболевание открывает доступ к бактериальному заражению, иммунитет просто не успевает среагировать, так как занят вирусной инфекцией2.
Какие еще факторы способствуют развитию частых отитов у детей?
Аллергия. Было установлено, что аллергические процессы могут по-разному влиять на состояние среднего уха и слуховой трубы. Это и воспалительный отек (такой же как и в других отделах дыхательной системы), и заброс аллергенов из носоглотки в слуховую трубу, и среднее ухо. Все это приводит к дополнительному ухудшению и так плохо функционирующей слуховой трубы у детей.
Аденоиды. Увеличенная аденоидная миндалина примыкает к устью слуховой трубы в носоглотке. Установлено 2 возможных механизма:
- Бактериальный резервуар, и при каждом удобном случае (ОРВИ, чихание при аллергии) инфекция попадает в ухо.
- Из-за излишнего давления увеличенных аденоидов на устье слуховой трубы дополнительно нарушается процесс ее открытия.
Рефлюкс. Следует отметить, что острые отиты у совсем маленьких детей (до 6 месяцев) могут возникнуть вообще без связи с инфекцией. Кормление в неправильном положении может приводить к забросу пищи в носоглотку и в среднее ухо. Это было подтверждено наличием пепсина в среднем ухе у детей. Слизистая оболочка дыхательных путей не имеет защитных свойств от желудочного содержимого и реагирует на него воспалительными изменениями. По этой же причине не рекомендуется длительное использование соски (более 6-12 месяцев).
Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.
Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог
Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.
Как и чем кормить ребёнка при “несварении” желудка?
Есть целый ряд рекомендаций, которые могут помочь при проблемах с пищеварением у детей3,4:
- Постоянный режим дня и приёма пищи, когда организм привыкает и своевременно вырабатывает ферменты для переваривания пищи.
- Дробное питание – приём пищи маленькими порциями до 5 раз в день, чтобы не допустить переедания и соблюдать режим.
- Тщательное пережёвывание и размеренный приём пищи.
- Сбалансированный состав пищи или соблюдение рекомендаций врача при наличии таковых.
- Постепенный ввод новых продуктов.
- Достаточное количество воды.
Естественно, выполнить всё это удается далеко не всегда. Но лучше постараться следовать этим правилам, чтобы наладить пищеварение у ребёнка.
Диагностика и лечение бронхита
Диагностика бронхита у детей важна в общей программе лечения. Помимо самого заболевания, диагностика помогает определить форму, стадию и возможные осложнения. Диагностируют бронхит у детей следующими способами1:
- Сбор анамнеза у ребенка и родителей;
- Выявление кашля и определение его продолжительности;
- Физикальная диагностика, включающая в себя пальпацию, общий внешний осмотр и прослушивание грудной клетки фонендоскопом;
- Рентгенологическое исследование.
В большинстве случаев этих способов диагностики достаточно, и дети легко их переносят. Но могут применяться и другие способы диагностирования: общий анализ крови, спирометрия (измерение объема легких) и бронхография.
Наука накопила немало знаний о респираторных заболеваниях и их конкретных возбудителях. Применяются и хорошо изучены методы лечения и диагностики у детей, но универсального средства до сих пор нет. Лечение должно быть комплексным.
Одним из интересных и действительно важных достижений науки последних лет можно назвать отказ от тотального выписывания антибиотиков при любой форме бронхита. Учитывая, что заболевание чаще возникает из-за вирусов, антибиотики никак себя на проявляют в лечении основной проблемы и сильно вредят неокрепшему детскому организму. Лечение антибиотиками признано нерациональным5.
Однако хронический бронхит, вероятно или подтверждено вызванный бактериальной инфекцией, лечить антибиотиками необходимо, иначе возможен риск серьезных осложнений. Все упирается в точную диагностику и определение причины заболевания, а далее должен выстраиваться грамотный план лечения.
В большинстве случаев лечение сводится к помощи организму в борьбе с вирусной инфекцией, породившей бронхит. В бой должен вступить иммунитет, ему необходимо помочь и предоставить для борьбы все условия.
Учитывая серьезность течения и разные причины заболевания, лекарственные препараты для лечения бронхита у детей должен назначать только лечащий врач-педиатр или ЛОР3:
- Жаропонижающие средства;
- Противокашлевые препараты;
- Иммуностимуляторы;
- Противовирусные препараты;
- Противоаллергические препараты;
- Антигистаминные препараты;
- Отхаркивающие препараты, муколитики и бронхолитики;
- Растительные препараты с отхаркивающим эффектом;
- Антибиотики в самых серьезных случаях заболевания.
При лечении детей хорошо проявили себя ингаляционные способы доставки лекарственного препарата, массаж грудной клетки и электрофорез. Лечение бронхита у детей в домашних условиях должно включать в себя обильное питье, увлажнение воздуха и гипоаллергенное питание.
Учитывая, что основной причиной развития бронхита является вирус, стоит сосредоточиться на поддержании и развитии иммунитета, особенно в холодное время года. Для поддержки или восстановления функций защиты могут применяться вспомогательные лекарственные средства. Среди них особо выделяется ИРС – комплексный лекарственный препарат на основе бактериальных лизатов6.
Иммуномодулятор ИРС19 прошел проверку временем7. Препарат успешно противостоит патогенным бактериям на слизистых оболочках дыхательной системы, препятствуя размножению инфекции. При его использовании может существенно сократиться частота респираторных заболеваний, а также снижается суммарная потребность в антибактериальной и противовоспалительной терапии8.
Принцип действия препарата основан на иммуностимуляции. В составе присутствуют лизаты бактерий распространенных возбудителей инфекций. ИРС19 активирует и стимулирует местный иммунитет, тем самым удерживая ворота, в которые пытаются ворваться различные респираторные инфекции. После применения препарата, организму легче справиться с бактериями, которые могут осесть на бронхах6.
Почему слуховая труба плохо работает у детей?
Наиболее быстрое развитие слуховой трубы происходит первые 2 года жизни:
- у грудничков слуховая труба имеет горизонтальное положение и очень короткие размеры (17.5 мм);
- к 2 годам слуховая труба имеет длину с 17.5 до 37.5 мм, а также угол наклона с 10 на 45 градусов;
- конфигурация слуховой трубы у детей 7 лет уже не отличается от взрослой.
Горизонтальное положение слуховой трубы делает среднее ухо более уязвимым для попадания инфекции.
Не стоит забывать про врожденные патологии, такие как Синдром Дауна или незаращенная небная расщелина (волчья пасть); они приводят к изменениям строения слуховой трубы, подвергая ухо частым отитам.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Как происходит регуляция давления?
На слизистой оболочке среднего уха постоянно происходит газообмен. На поверхности слизистой оболочки уха всасывается газ, создавая условия вакуума (отрицательного давления). Это нормальный процесс, и открывание слуховой трубы позволяет запустить в ухо дополнительную порцию воздуха с газом для уравнивания давления в ухе с атмосферным. Исследования отмечают, что эта функция у детей намного слабее, чем у взрослых, что тоже объясняет частую встречаемость отитов у детей.
Отрицательное давление приводит к:
- втягиванию барабанной перепонки;
- повышению ее кровенаполнения и, как следствие, снижению прозрачности;
- пассивному транспорту жидкости из кровотока в ухо и формированию серозных средних отитов;
- результату «С» на тимпанометрии. Такой результат часто вызывает страх и панику у родителей. Туботит? Евстахиит?
Не паникуйте раньше времени. Тимпанометрия не ставит диагнозы, она лишь позволяет косвенно оценить функцию слуховой трубы.
Результат «С» у детей — это вариант нормы, связанный с незрелой функцией слуховой трубы.
Данные литературы показывают, что эти проблемы нормализуется к 7 годам, за исключением некоторого процента детей (1-7%), у которых сохраняется дисфункция слуховой трубы.
Симптомы, на которые стоит обратить внимание
Ребенок не сидит на месте, не концентрируется, постоянно отвлекается, отмечаются нарушения походки, нарушение осанки, снижение мышечного тонуса, проблемы речи, нарушения сна и бодрствования. Все перечисленные проявления, чаще всего, является следствием различной степени поражений центральной нервной системы, которые могут проявляться в более поздние периоды развития ребенка.
Как показывают исследования, многие проблемы у детей чаще возникают на первом году жизни. Но не все родители своевременно обращаются к неврологу. Большие очереди на запись к специалисту, невнимательный осмотр из-за кратковременного приема и многие другие проблемы, мешают выявлению начальных неврологических проявлений.
Причины бронхита у детей
Как и у взрослых людей, бронхит у детей развивается преимущественно из-за вирусной инфекции. Летом ребенок набирается сил, а осенью, зимой и весной болеет очень часто. Это привычная картина, особенно если ребенок ходит в детский сад или образовательное учреждение. Организм ребенка атакуют следующие вирусы:
- грипп типа А, B, С и парагрипп;
- адено- и риновирусы;
- короновирус
- респираторно-синцитиальный вирус
- метапневмовирус
Гораздо реже, чем вирусы, но гораздо чаще, чем у взрослых, причиной бронхита у маленьких детей становятся бактериальные инфекции:
- возбудитель коклюша (бордетелла);
- хламидии;
- микоплазма;
- стафилококки;
- пневмококки;
- стрептококки.
Виды отита у детей
Виды отита классифицируются в зависимости от локализации воспаления, степени его запущенности и быстроты развития заболевания. Существуют такие виды отита:
- Наружный. Попадание инфекции на наружный слуховой проход осуществляется путем переохлаждения, механического повреждения уха, попадания холодной воды в слуховой проход. Наружный слуховой проход – идеальная сфера для развития бактерий и грибков. Выделяемая сера защищает ухо от попадания инфекций, и при ее полном удалении орган слуха остается незащищенным.
- Средний. Такой отит у детей появляется при воспалении в тканях, расположенных за барабанной перепонкой. В среднее ухо бактерии переходит через евстахиеву трубу с носоглотки. Средний отит, чаще всего, является последствием ангины или вирусных заболеваний
- Гнойный. Гнойный отит – самый опасный из всех видов, поскольку оказывает непосредственное влияние на барабанную перепонку, окутывая ее гноем и истончая ее стенки. В области барабанной перепонки скапливается большое количество гноя, который способствует повышению температуры тела до 39 C. Облегчение наступает в тот момент, когда гной начинает пробиваться в наружную поверхность уха и покидать ушные каналы. Если неправильно лечить отит у детей или поздно обратиться к врачу, то есть шанс разрушения барабанной перепонки под давлением гноя, что приведет к ухудшению слуха или глухоте на одно ухо.
- Острый. Острый отит возникает при воспалении среднего уха у детей с особенностями анатомического строения органа слуха. Такой отит может давать болезненные ощущения на протяжении 2-3 недель. Острый отит в большинстве случаев является сопутствующим заболеванием при болезнях носоглотки, гортани и полости рта.
- Хронический. Хронический отит – результат некачественного или несвоевременного лечения острого отита, и период восстановления на этом этапе составляет несколько месяцев.
- Двусторонний. Распространённое явление у детей до 2 лет, что связано с анатомическим строением евстахиевой трубы. Инфекция поднимается из горла и носа в евстахиеву трубу и быстро распространяется в органе слуха.
Профилактика отита у детей
Как таковой профилактики отита у детей не существует, поскольку ухо – орган, который сложно уберечь от инфекций, попадающих через носоглотку. Несмотря на это, есть несколько рекомендаций, которые могут уберечь от наружного отита:
- избегать переохлаждения;
- при сильных порывах ветра и низкой температуре обязательно носить головной убор;
- при купании в бассейне надевать шапочку для плавания;
- при заболеваниях носоглотки принимать препарат для профилактики отита, если ранее уже переносили эту болезнь.
В медицинском центре «ПОЛИКЛИНИКА No2 БОРИСОВКА» в Мытищах работают опытные отоларингологи, которые готовы принять маленьких пациентов в любое удобное время, в том числе и в выходные дни. В клинике работают квалифицированные врачи, имеющие стаж работы от 10 лет и сотни положительных отзывов от довольных клиентов. На территории поликлиники можно сдать все необходимые анализы для постановки диагноза, пройти полное обследование организма и записаться на прием к профильным специалистам. Запись к докторам осуществляется в режиме онлайн, также можно воспользоваться услугой вызова врача на дом.
Кишечник и мозг
Есть мнение, что наше настроение и психологический настрой способны повлиять на пищеварительный процесс. Причем же здесь эмоции? Если приём пищи превращается в стресс, это может влиять и на сам процесс пищеварения1. Многим известно отсутствие аппетита в стрессовом состоянии, когда мозг угнетает пищеварение и распределяет ресурсы организма для бегства или нападения с целью защиты.
Иногда переедание может стать способом снятия стресса. Перееданием может обернуться привычка съедать всё до последней крошки не от голода, а для получения похвалы и разрешения съесть сладкое.
Ребёнок до двух лет набирает вес очень быстро. С 2 до 5 лет его рост замедляется, потребность в пище пропорционально его весу уже не так велика1
Родителям важно не путать эти два понятия и следить за тем, чтобы питание было оптимальным, а не избыточным.
Даже если родители не перекармливают ребёнка, это может случиться на праздниках, в гостях, на отдыхе. Пищеварительная система может оказаться не готовой к внезапной перегрузке.
Противоположная ситуация – отказ ребёнка от еды. Это может быть не просто каприз, а попытка избежать неприятных ощущений, которые возникают после употребления тех или иных продуктов. Не все детки могут подробно объяснить родителям свои ощущения и просто отказываются от того, что доставляет им дискомфорт. Так «нелюбовь» к определенным продуктам или блюдам может сформироваться и сохраниться на всю жизнь. Так может проявляться недостаток пищеварительных ферментов для переваривания какого-либо компонента пищи, например, жиров.
Основные симптомы “несварения” желудка у ребёнка:
- тяжесть в животе;
- дискомфорт после еды;
- вздутие, урчание;
- метеоризм;
- тошнота;
- боли.
Длительные нарушения процессов пищеварения могут приводить к диарее и даже потере веса вследствие нарушения поступления питательных веществ2.
Причины неврологических заболеваний у детей
Развитие неврологических заболеваний у детей до года обычно связано с особенностями протекания внутриутробного процесса развития. В качестве наиболее распространённых причин специалисты называют:
- получение ребёнком механической травмы позвоночника или головного мозга во время родов;
- кислородное голодание (гипоксия) плода, возникающее по разным причинам, например, из-за многократного обвития шеи пуповиной;
- сложный процесс родов и родовой деятельности, который приводит к инфицированию родовых путей, увеличению безводного промежутка, развитию воспалительных осложнений, кровотечениям во время родов или после них;
- острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
- генетическая наследственность.
Что касается детей старше 1 года, то корень неврологических патологий следует поискать в:
- низком иммунитете и постоянных инфекционных заболеваниях ребёнка;
- частых стрессах, депрессиях;
- неправильном использовании некоторых лекарств, например антибиотиков, противовоспалительных препаратов, кортикостероидов;
- чрезмерных нагрузках на организм – физических и умственных;
- пребывании в постоянном страхе и угнетённом состоянии, вызванном поведением родителей, сверстников дома, в детском саду, школе, кружках и секциях;
- чрезмерной эмоциональности ребёнка;
- неблагоприятной экологической обстановке;
- болезнях головного мозга, внутренних органов, травмах.
Каковы бы ни были причины неврологических заболеваний у детей, важно своевременно обнаружить нарушения и начать лечение. Чем раньше это произойдёт, тем меньше вероятность развития серьёзных осложнений и тем лучше прогноз на выздоровление