Что это за вещество такое пигмент, его описание и свойства в составе красителей

Пигменты и растворители

При приготовлении лакокрасочного состава могут применяться растворители.

Они используются в двух вариантах:

  • Во-первых, когда нужно приготовить краску,
  • Во-вторых, когда ее нужно нанести на поверхность, выполненную из самого разного материала.

Все, кажется, вроде просто, но важно запомнить, что на свойства краски растворитель никак не влияет. Поэтому она может использоваться по тем же параметрам, что и без растворителя

Другими словами, пленка не деформируется, твердость остается той же.

Используют понимание растворителя для обозначения определенных жидкостей. Они не могут растворить связующие, выполненные из полимерных материалов. Поэтому их лучше называть разбавителями. Его назначение остается таким же, как и у растворителя.

Например, если краска или лак выполнены на основе воды, то разбавитель будет как раз-таки растворителем, который можно отнести к некоторым компонентам. Хотя пленкообразующие вещества он растворить не может. Например, речь идет о водоэмульсионной краске. В этом случае речь идет о растворителе, выполненном на основе воды.

Что можно взять в качестве растворителя? Это может быть практически любая органическая жидкость. Все зависит от того, какова природа пленкообразователя. Самые новые методы, которые несут растворимость, связаны с тем, каким является материал, на котором нужно растворить лакокрасочное вещество.

Также есть еще другие критерии, которые помогают правильно выбрать растворитель. Речь идет о скорости испарения, запахе, горючести, токсичности, стоимости. Все в основном связано с тем, какая цель преследуется при использовании растворителя. От этого будет зависеть то, какие его параметры будут выходить на первое место. Например, в промышленности от всех нежелательных параметров можно легко избавиться.

Разница между красителем и пигментом

Определение

Краситель относится к интенсивно окрашенному или флуоресцентному органическому веществу, которое придает цвет субстрату путем селективного поглощения света, в то время как пигмент относится к цветным, черным, белым или флуоресцентным частицам органических или неорганических твердых веществ, обычно нерастворимых и, по существу, физически и химически не зависит от носителя или субстрата, в который они включены. Таким образом, в этом главное отличие красителя от пигмента.

прозрачность

Прозрачность – это еще одно различие между красителем и пигментом. Красители более прозрачны, а пигменты сравнительно менее прозрачны.

Растворимость

Растворимость также является разницей между красителем и пигментом. Красители растворимы в воде, а пигменты не растворимы в воде и многих растворителях.

Тип соединений

Большинство красителей являются органическими, в то время как пигменты могут быть как органическими, так и неорганическими.

Ауксохромные группы

Ауксохромные группы могут присутствовать в красителях, в то время как ауксохромные группы не присутствуют в пигментах.

Доступность

Кроме того, еще одно различие между красителем и пигментом состоит в том, что красители доступны в большом количестве, в то время как пигменты менее доступны.

близость

Кроме того, красители имеют прямое сродство к материалу, в то время как пигменты не имеют прямого сродства к материалу.

Связующие агенты

Красители не требуют связующих веществ, в то время как пигменты требуют связующих веществ. Следовательно, это еще одно различие между красителем и пигментом.

Изменение в структуре в процессе подачи заявки

Структура красителей временно изменяется в процессе нанесения, в то время как структура пигментов не изменяется в процессе нанесения.

Способ придания цвета

Красители придают цвету избирательное поглощение, тогда как пигменты придают цвет, рассеивая свет или избирательное поглощение.

Стоимость

Их стоимость является еще одним важным различием между красителем и пигментом. Красители дорогие, а пигменты дешевые.

Заключение

Краситель – это тип молекулы красителя, используемый для придания цвета материалу. Как правило, красители представляют собой мелкие частицы, которые в основном растворимы. Они доступны в большом количестве. С другой стороны, пигменты представляют собой сравнительно большие соединения, которые нерастворимы. Однако пигменты длятся дольше, чем красители. Поэтому основным отличием красителя от пигмента является их размер и долговечность.

Синтетические красители

Синтетические красители обладают значительными технологическими преимуществами по сравнению с большинством натуральных красителей. Они дают яркие, легко воспроизводимые цвета и менее чувствительны к различным видам воздействия, которым подвергается материал в ходе технологического потока.

Синтетические пищевые красители — представители нескольких классов органических соединений:

  • азокрасители (тартразин — Е102; желтый «солнечный закат» — Е110; кармуазин — Е122; пунцовый 4R — Е124;  черный блестящий — Е151);
  • триарилметановые красители (синий патентованный V- Е131; синий блестящий — Е133; зеленый S — Е142);
  • хинолиновые (желтый хинолиновый — Е104);
  • индигоидные (индигокармин — Е132).

Все эти соединения хорошо растворимы в воде, большинство образует нерастворимые комплексы с ионами металлов, и применяются в этой форме для окрашивания порошкообразных продуктов.

Индигокармин (индиготин) — динатриевая соль индигодилсульфокислоты. При растворении в воде дает растворы интенсивно синего цвета. Применяется в кондитерской промышленности, в технологии напитков (обладает низкой устойчивостью к редуцирующим сахарам и свету, что необходимо учитывать при использовании для окраски напитков).

Тартразин хорошо растворим в воде, его растворы окрашены в оранжевожелтый цвет. Используется в кондитерской промышленности, при производстве напитков, мороженого. В качестве пищевых красителей применяются также

  • хинолиновый желтый Е104, желтый 2С Е107, желтый «солнечный закат FCF»Е110,
  • красные красители — азорубин (кармуазин) Е122, понсо 4R (пунцовый 4R) Е124, красный 2G Е128, «красный очаровательный АС» Е129, «орсейл» (орсин — красный для карамели) Е182;
  • голубые красители – «синий патентованный V» Е131, «синий блестящий FCF» Е133;
  • зеленые красители — «зеленый S»Е142, «зеленый прочный FCF» Е143;
  • темно-фиолетовый краситель – «черный блестящий РН» (бриллиантовый черный) Е151;
  • коричневый краситель «коричневый НТ» Е155.

Эритрозин — Е127 не разрешен для применения в нашей стране, но используется в других странах.

Синтетические красители в пищевой технологии применяются в виде индивидуальных продуктов и соединений с содержанием основного вещества не менее 70—85%, в смеси друг с другом, а также разбавленные наполнителями (поваренной солью, сульфатом натрия, глюкозой, сахарозой, лактозой, крахмалом, пищевыми жирами и др.), что упрощает обращение с ними. Для окрашивания пищевых продуктов используют главным образом, водные растворы пищевых красителей. Порошкообразные красители применяют обычно лишь в сухих полуфабрикатах (концентратах напитков, сухих смесях для кексов, желе и т. д.),

Смеси красителей позволяют получить цвета и оттенки, которые не удается создать с помощью индивидуальных красителей.

При выборе красителя и его дозировки необходимо учитывать не только цвет и желаемую интенсивность окраски, но и физико-химические свойства пищевых систем, в которые он вносится, а также особенности технологии .

Широкое применение синтетических красителей, появившихся в последнее время благодаря достижениям химии, связано с их высокой устойчивостью к изменениям рН среды и действию кислот, стабильностью к нагреванию и свету, большой окрашивающей способностью, легкостью дозирования, устойчивостью окраски при хранении продукта. В большинстве случаев они дешевле натуральных красителей.

Приготовление темперной краски

Приготовить яичную или козеиновую темперную краску можно и в домашних условиях.

Для приготовления яичной понадобится свежее куриное яйцо и красящий пигмент: куриное яйцо разбивают и отделяют белок от желтка. Затем желток прокалывают и выпускают в стакан, куда добавляют воду, по количеству равную объему самого желтка, и 5-б капель 50%-ной уксусной кислоты, Для приготовления такой темперы можно использовать любые хорошо измельченные красящие вещества. Их растирают курантом на каменной плите, предварительно добавив немного теплой воды. Растекающуюся по краям красочную массу собирают деревянным щпателем и вновь перетирают. Процесс растирания длится в среднем 2-4 часа. После того как пигмент будет достаточно измельчен, его добавляют в желтковую эмульсию. Чтобы предотвратить высыхание краски, её заливают водой, которую перед работой сливают.
Темперные краски могут быть приготовлены и на белковой эмульсии. Однако такая эмульсия значительно уступает желтковой, так как она менее стойка к внешним воздействиям и имеет более хрупкую пленку. Для ее улучшения добавляют млечный сок мака и чесночный сок. Можно приготовить темперу и на связующем веществе из белка и желтка (предварительно хорошо их перемешав) с добавлением льняного масла. Для этого берется (в частях по объему):

  • яйцо (желток и белок) — 1
  • льняное масло — 2
  • уксус столовый — 2
  • пигмент — по потребности

Для приготовления темперы сначала смешивают желток с белком, затем, помешивая, вводят масло, потом уксус. После этого связующее вещество смешивают с пигментом. Темперой такого состава часто пользуются в монументально-декоративных росписях по штукатурке.

Казеиново-масляная темпера состоит из казеиново-масляной эмульсии и пигмента. Эта темпера продается в тюбиках. Чтобы самостоятельно приготовить казеиново-масляную темперу, нужно взять:

  • казеиновый клей (20%-ный раствор) — 100 г.
  • льняное масло — 100 г.
  • вода — 50 г.
  • пигмент — по потребности

Казеиново-масляная темпера после высыхания быстро твердеет, прочно пристает к грунту холста, дерева, картона. Красочный слой обладает прочностью и не растрескивается даже при пастозном наложении.

Наиболее часто в приготовлении темперы употребляют следующие красящие вещества:

  • белые — свинцовые, цинковые, титановые белила;
  • желтые — желтые охры, сиена натуральная, марс желтый, марс оранжевый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, ауреолин, стронциановая желтая, желтый лак из крушины;
  • красные — киноварь натуральная и искусственная (розовая, красная и вишневая), кадмий красный, английская красная, марс красный, кармин натуральный, краплак натуральный;
  • фиолетовые — марс фиолетовый, кобальт фиолетовый, фиолетовые лаки из ягод ежевики, черняки;
  • зеленые — изумрудная зелень, окись хрома, зеленая земля, волконскоит, глауконитовая зеленая, зеленый кобальт, зеленые лаки из крушины;
  • синие — ультрамарин натуральный и искусственный, кобальт синий, лазурь горная, лазурь берлинская, индиго;
  • коричневые — марс коричневый, коричневый лак из коры ольхи, коричневые земли, жженые охры, жженая сиена, Ван—Дик коричневый;
  • черные — виноградная черная, франкфуртская черная, кость слоновая жженая, древесная чернь, косточковые черные из косточек вишни, абрикоса, персика.

20.65%

1

Красители вокруг нас

Красители нашли активное применение для придания цвета готовым изделиям. Большая часть косметических и гигиенических средств в нашем ежедневном обиходе содержат красящие вещества. Даже белоснежный эффект достигается воздействием диоксида титана. Что уж тут скажешь о голубом мыле, зеленом креме и желтом геле для душа.

Для чего производители используют красители? Они преследуют две цели: создание более привлекательного вида конечного изделия и окрашивание продукта для последующей отдачи цвета. Такие средства, как автозагары, краски для волос, декоративная косметика, действительно должны покрасить потребителя.

Татуаж и татуировка

Для татуажа используют только неорганические минеральные красители, так как они практически не выводятся из-под кожи. Чаще это растительные компоненты с некристаллической структурой. Например:

  • сажа;
  • умбра;
  • охра;
  • сиена;
  • ультрамарин.

А вот для перманентного макияжа в красителях содержатся органические составляющие, которые держаться менее короткий срок, и со временем вымываются, практически не оставляя следа. Их легче вывести, используя ультрафиолет и процедуры, ускоряющие кровообращение.

Применяются различные основы для перманента:

  1. Водно-спиртовые. Чаще используются вместе с пигментами для татуажа. Плюсом такой основы служит быстрое высыхание. Но они не экономичны.

  2. Кремовые. За основу часто берут глицерин или сорбитол. Из-за плотности они не могут проникнуть глубоко и оставляют насыщенный цвет, но ультрафиолет с легкостью будет помогать краске терять яркость. Сюда добавляют натуральные экстракты, которые обладают лечебными свойствами.

  3. Гелиевые. На этой основе изготавливают пигменты нового поколения. Они не требуют дополнительных средств: закрепителей, разбавителей. В состав добавляют дистиллированную воду и изопропиловый спирт. Это поможет увеличить свертываемость крови, а алоэ и магнезия не допустят герпеса.

Экономическое воздействие

В 2006 г. около 7,4 млн. тонн неорганические, органические и специальные пигменты продавались по всему миру. оценивается примерно в 14,86 млрд долларов США в 2018 году и будет расти более чем на 4,9% в год в период с 2019 по 2026 год. В 2009 году мировой спрос на пигменты составлял примерно 20,5 млрд долларов США. Согласно отчету Bloomberg Businessweek за апрель 2018 года, ориентировочная стоимость пигментной промышленности в мире составляет 30 миллиардов долларов. Стоимость диоксида титана, используемого для повышения яркости белого цвета многих продуктов, оценивается в 13,2 миллиарда долларов в год, а цвет Ferrari красный оценивается в 300 миллионов долларов в год.

Пигменты, их виды и свойства

Сухие строительные краски (пигменты) — это тонкоизмельченные цветные порошки природного или искусственного происхождения. Частицы пигментов (рис. 33), не растворяющиеся в воде и в связующем, образуют непрозрачную цветную пленку. Разнообразные пигменты различают по цвету.

Белые. Гашеная известь (в виде теста), ее разводят водой до консистенции молока.

Мел — мелкоизмельченный порошок желтого или сероватого оттенка. Для приготовления окрасочных составов (побелок) мел, залитый водой, процеживают через однослойную марлю; при окрашивании с помощью распылителей — через двойную марлю.

Белила — пигмент белого цвета. По химическому составу — механическая смесь сульфида цинка и сульфата бария. Белила применяют для приготовления масляных красок.

Желтые (рис. 34, о). Охра — пигмент от желтого до коричневато-красного цвета, по химическому составу — алюмосиликат, окрашенный оксидами железа. Охру используют для изготовления лакокрасочных материалов (красок, эмалей).

Кроны — пигменты от лимонного до оранжевого цвета. Они бывают свинцовые и цинковые.

Синие (рис. 34, б). Ультрамарин (синька) широко применяется в известковых и меловых окрасочных составах.

Малярная лазурь (милори) — пигмент темно-синего цвета, применяют только в масляных и эмалевых красках.

Красные (рис. 34, в).

Сурик железный — пигмент от кирпично-красного до темно-вишневого цвета. По химическому составу — оксид железа. Пигмент применяют в масляных и эмалевых красках.

Мумия — пигмент от желтого до кирпично-красного цвета. По химическому составу — алюмосиликат железа. Мумию применяют в разнообразных лакокрасочных материалах.

Марс красный (редоксайд) — коричневато-красный пигмент, применяют для приготовления разнообразных красок.

Зеленые (рис. 34, г).

Оксид хрома (хромовые зелени) — это смесь пигментов желтых кронов с малярной лазурью, применяют в масляных и эмалевых красках.

Коричневые (рис. 34, д).

Умбра — пигмент с зеленоватыми или красноватыми оттенками, используют при приготовлении красок различного назначения.

Сиена жженая — пигмент коричневато-оранжевого или коричневато-красного цвета, применяемый в лакокрасочных материалах.

Черные (рис. 34, е).

Сажа — пигмент легко смешивается только с маслом, клеевой или мыльной водой.

Пероксид марганца — пигмент черного цвета, хорошо смешивается с водой.

Наполнители — минеральные порошки белого цвета: мел, тальк, каолин и др. Их назначение — снизить расход пигмента в окрасочном составе. Наполнители, как и пигменты, не растворяются в связующем, не имея при этом собственного цветового тона.

Рис. 34. Образцы выкрасок цветных пигментов
в – желтых; б – синих; в – красных; г – зеленого; д – коричневого; е- – черного; 7 – охра; 2, 3. – кроны лимонного и оранжевого цвета; 4 – ультрамарин; 5 – малярная лазурь; 6 — сурик железный; 7 — мумия; в – марс красный; 9 – оксид хрома; 10 – умбра; 11 – сиена жженая; 72 – сажа

Свойства пигментов характеризуются:
укрывистостъю, т.е. количеством граммов пигмента для покрытия 1 м2, исключающего просвечивание нижележащего слоя поверхности;
стойкостью к воздействию солнечного света, воды и масла;
щелочестойкостъю, т.е. способностью не изменять своего цвета при контактах с бетонной или оштукатуренной поверхностью.

Водные и безводные окрасочные составы с использованием разнообразных пигментов, а также сухие и тертые краски приготовляют централизованно в колерных мастерских или в передвижных малярных станциях.

ЧОкрашивание поверхности известковыми составамиРазличные малярные составыПодмазки под масляную окраскуПодмазки под клеевую окраскуПроолифка и грунтовка под масляную окраскуГрунтовки под клеевую окраскуГрунтовки под известковую окраскуПриготовление различных огрунтовочных составовВспомогательные материалы для малярных работРастворители и разбавители для малярных работ

Использование

Несколько природных пигментов применяются в промышленности в качестве красителей. В частности, использовались пигменты на основе ализарина — натуральные красители, такие как индия, кармин и крокус.

  1. ↑ Бриттон Г. Биохимия природных пигментов. — Москва: Мир, 1986. — С. 20, 21. — 422 с. — 3050 экз.
  2. ↑ Бриттон Г. Биохимия природных пигментов. — Москва: Мир, 1986. — С. 34—35. — 422 с. — 3050 экз.
  3. ↑ Бриттон Г. Биохимия природных пигментов. — Москва: Мир, 1986. — С. 92—94. — 422 с. — 3050 экз.
  4. ↑ Бриттон Г. Биохимия природных пигментов. — Москва: Мир, 1986. — С. 125—130. — 422 с. — 3050 экз.
  5. ↑ Бриттон Г. Биохимия природных пигментов. — Москва: Мир, 1986. — С. 156—159. — 422 с. — 3050 экз.
  6. ↑ Бриттон Г. Биохимия природных пигментов. — Москва: Мир, 1986. — С. 259. — 422 с. — 3050 экз.
  7. ↑ John Lee Basic Bioluminescence (англ.). — Department of Biochemistry and Molecular Biology, University of Georgia, Athens, 2008.

Биологические пигменты

В биологии пигмент может быть любым окрашенный материал клеток растений или животных. Многие биологические структуры, такие как кожа, глаза, мех и волосы, содержат пигменты (например, меланин ). Окраска кожи животных часто возникает из-за специализированных клеток, называемых хроматофорами, которыми могут управлять такие животные, как осьминог и хамелеон, чтобы варьировать цвет. Многие условия влияют на уровни или природу пигментов в клетках растений, животных, некоторых клеток протистов или грибов. Например, расстройство под названием альбинизм влияет на уровень продукции меланина у животных.

Пигментация организмов служит многим биологическим целям, включая камуфляж, мимикрию, апосематизм (предупреждение), половой отбор и другие формы сигнализации, фотосинтеза (у растений), а также для основных физических целей, таких как защита от солнечных ожогов.

Цвет пигмента отличается от в этом пигменте цвет одинаков для всех углов обзора, тогда как структурный цвет является результатом избирательного отражения или радужной оболочки, обычно из-за многослойных структур. Например, крылья бабочки обычно имеют структурный цвет, хотя у многих бабочек есть клетки, которые также содержат пигмент.

Применение

Применяется он в различных областях для придания продукту какого-либо цвета. Для примера, может быть, что пигмент содержится в красках для волос, ткани, дерева и металла. Широко используется в косметологии для изготовления средств, которыми наносят макияж. Встречается в различных формах:

  • сухой (рассыпчатой, прессованной);
  • жидкой;
  • кремообразной.

С древних времен люди начали использовать пигмент. Нам это известно из найденных наскальных рисунков, где нашли оксид железа. Со временем человек находил все новые вещества и применял их для нанесения макияжа, татуировок, покраски одежды.

Что такое пигмент, стало немного понятно. Но сразу возникает вопрос: «Откуда его берут?».

Состав пигментов

Они обычно выглядят как микрочастицы из твердого материала. Их распределяют в общей массе связующего элемента или образователе пленки. Есть еще вспомогательные пигменты. О них мы поговорим позже. Также существуют еще добавки, которые краску делают дешевле.

Настоящий пигмент может привнести отличную лепту в краску. Так как благодаря ему можно придать красящему элементу ценное качество. Он может придать свойство противокоррозийное, а также положительное качество покрытию. Что же касается удешевителям, то они никак не влияют на эти качества. Они только добиваются более низкой цены, которая позволяет лучше расходиться товару. Еще они могут повлиять на глянец, на яркость, а также облегчить шлифовку.

Почему именно он? Так как это позволяет добиться пастельных или даже белых тонов. Ведь большинство интерьеров именно и отличаются такими светлыми цветами, но никак не яркими, которые могут быть поистине единичными. Такое же качество цвета наблюдается не только с квартирным интерьером, но и с автомобилями.

Обычно под диоксидом титана понимается только высококачественные пигменты. Используется его рутильная форма. Преломление является нам как показатель на высоком уровне. Дисперсность и размер микрочастиц – все просчитано по своим качествам. Кристаллы диоксида титана являются химически инертными, но при этом им свойственно фотоактивное свойство. Для того чтобы иметь качество фотоактивности в минимальном проявлении, применяется свойство покрытий, которые способствуют доведению фотоактивности до минимума. Это обычно связующий пигмент.

Помимо диоксида титана еще применяются такие вещества, как диоксид кремния, а также оксид алюминия. Для этого используется их различное соотношение, что позволяет добиться правильной концентрации, чтобы краска отлично ложилась на поверхность. Так как благодаря им уменьшается активность фотоэлементов практически до нуля, то они способствуют тому, что пигмент становится связующим звеном в дисперсном варианте.

Выделим два вида дисперсных элементов.

  1. Органические.
  2. Неорганические.

Ранее существовали такие пигменты, которые содержали свинец. Это были основные три типа пигментов. Речь идет о:

  • Хроматах,
  • Карбонатах,
  • Оксидах.

В современной практике подобные пигменты были отменены и уже практически полностью изъяты из употребления. Их заменяют безопасными пигментами. Правда, такое положение вещей приводит к тому, что не всегда удается пигментом-заменителем добиться антикоррозийного свойства и качественного цвета.

Для того чтобы правильно подобрать цвет, использовался обычно опытный колорист. Теперь же применяют компьютерные технологии. Хотя заменили еще не всех колористов, наиболее простые цветовые сочетания уже выполняют только компьютеры. Так в моде сейчас инструментальный подбор.

Таблица. Наиболее распространенные пигменты для красок.

Цветовая гаммаНеорганический элементОрганический элемент

Черные цвета

Сажа, карбонат меди, диоксид марганца

Анилиновый черный пигмент

Желтые цвета

Хромат свинца, цинк и барий; сульфид кадмия, оксид железа

Никель желтый азопигмент

Синие, фиолетовые цвета

Ультрамарин, берлинская лазурь, кобальт синий

Карбозолов фиолетовый, индантрен голубой пигмент

Зеленые цвета

Оксид хрома

Фталецианиновый зеленый пигмент

Красные цвета

Красный оксид железа, селенид кадмия, свинцовый сурик

Толуидиновый красный, хинакридонный пигмент

Белые цвета

Диоксид титана, оксид цинка, оксид сурьмы, карбонат свинца

Если речь идет о покраске машин, то пигмент должен быть совместно с чешуйчатым элементом из серии металлов, а именно алюминия

Получается в итоге прекрасное покрытие, которое имеет металлический блеск, что привлекает внимание к покрытию автомобиля каждого участника дорожного сообщения

Благодаря тому, что выбираются самые разные размеры элементов, а также меняется их расположение, возможно получить самые разные оттенки металлического цвета. Оптический эффект будет самым разным. По-другому достичь такого эффекта просто невозможно. Правда, получить нужный цвет, таким образом, достаточно сложно, поэтому не всегда есть возможность их использовать. Но эстетика требует, как говорится, жертв.

Важнейшие свойства[]

Файл:Coloured-transition-metal-solutions.jpg

Пигменты переходных металлов: нитрат кобальта(II) Co(NO3)2, дихромат калия K2Cr2O7, хромат калия K2CrO4, хлорид никеля(II) NiCl2, медный купорос CuSO4·5H2O, перманганат калия KMnO4.(водные растворы, слева направо)

  • Физические свойства: кристаллическая структура , показатель преломления , цвет, плотность, твёрдость, форма и размер частиц (дисперсность), удельная поверхность, насыпная плотность, растворимость.
  • Химические свойства: рН водной вытяжки, стойкость к воде и химическим реагентам, реакционная способность, кислотно-основные свойства поверхности.
  • Физико-химические свойства: смачиваемость (гидрофильность или олефильность), плотность и прочность упаковки частиц в агрегатах, адсорбционная способность поверхности, фотохимическая активность, светостойкость, фототропность, способность изменять электродный потенциал поверхности (пассивирующее действие).
  • Технологические свойства: укрывистость, красящая способность (интенсивность), маслоёмкость, диспергируемость, критическое объёмное содержание, структурирующая способность, атмосферостойкость, совместимость с другими компонентами системы.

Применение[]

Введение пигментов в лакокрасочные материалы является основным методом регулирования декоративных свойств покрытий — цвета и непрозрачности (укрывистости).

Пигмент придаёт укрывистость пигментированному материалу в том случае, если его показатель преломления выше показателя преломления плёнкообразователя. Чем больше разница в показателях преломления пигмента и плёнкообразователя, тем больше укрывистость такого пигментированного материала. Кроме того, важна форма частиц пигмента, например, пластинчатая форма частиц пигмента даёт большую укрывистость, чем игольчатая или сферическая.

Введение пигментов и наполнителей позволяет регулировать и другие важнейшие свойства композиционных материалов — деформационно-прочностные, изолирующие, противокоррозионные, адгезионную прочность, а также получать покрытия со специальными свойствами — электропроводящие, электроизолирующие, теплостойкие, огнезадерживающие и т.д
Наряду с пигментами для наполнения полимерных покрытий применяют наполнители

Классификация красителей

Мастера по окрашиванию волос знают о том, что осветление прядей на несколько тонов – это самая популярная услуга среди женщин. Однако не каждый тип волос поддается подобным манипуляциям, к тому же они не обходятся без вреда для шевелюры из-за высокой агрессивности красителей 1 группы. Но давайте обо всем по порядку, так как далеко не всем читательницам понятно, что именно представляет собой общепринятая классификация красителей.

Итак, мастера в своей работе используют четыре вида окрашивающих веществ:

  • Красители первой группы.
  • Красители второй группы.
  • Красящие вещества третьей группы.
  • Красители четвертой группы.

Кратко характеристику красителей 1 группы мы изложим немного позже, а сейчас поговорим о веществах других трех видов.

Ко второй группе относятся химические красители. Они представляют собой самую распространенную у мастеров категорию. Все красители подобной категории очень стойкие и агрессивные, они состоят из двух компонентов и подготавливают волосы для окрашивания любым пигментом. Хочется отметить, что они очень хорошо маскируют седые волосы.

Красители третьей группы относятся к тонирующим или, как их еще называют, «временным». Они очень редко вызывают аллергическую реакцию, их довольно легко наносить, однако кардинально изменить цвет волос ими не удастся. Чаще всего подобные красители используются для придания им более яркого оттенка или с целью изменить цвет максимум на один тон. Обычно параллельно клиентка получает упругие и блестящие локоны, выглядящие здоровыми, даже если ранее они отличались сухостью и были повреждены.

Четвертая группа – это природные красители. Наиболее известные из них – это хна и басма. Но в эту группу также входят отвары из ромашки или крапивы, луковая шелуха, кора дуба и другие вещества растительного происхождения. Никакого вреда волосам эти красители не приносят, скорее, наоборот. Они ухаживают за локонами, придавая им приятный естественный оттенок, шелковистость, блеск и объем. Однако минусов у подобных веществ немало. К примеру, они очень нестойкие. Даже одно мытье головы существенно снижает интенсивность полученного цвета. Поэтому природные красители приходится применять регулярно.

История

Минералы использовались в качестве красителей с доисторических времен. Ранние люди использовали краску в эстетических целях, например, для украшения тела. Пигменты и оборудование для измельчения красок, возраст которых предположительно составляет от 350 000 до 400 000 лет, были зарегистрированы в пещере в Твин-Риверс, недалеко от Лусаки, Замбия. Предпочтительный синий пигмент был получен из лазурита. Пигменты на основе минералов и глин часто носят название города или региона, где они изначально были добыты. Сиена сырая и Сиена жженая происходила из Сиены, Италии, а Умбра сырая и Умбра жженая пришел из Умбрии. Эти пигменты были одними из самых простых для синтеза, и химики создали современные цвета на основе оригиналов. Они были более согласованными, чем цвета, извлеченные из первоначальных рудных тел, но названия мест остались. Также во многих наскальных рисунках палеолита и неолита обнаружены также красная охра, безводное Fe 2O3и гидратированная желтая охра (Fe 2O3H2O). Древесный уголь – или технический углерод – также использовался в качестве черного пигмента с доисторических времен.

Синтетические пигменты были введены еще во втором тысячелетии до нашей эры. Белый свинец (основной карбонат свинца (PbCO 3)2Pb (OH) 2) является одним из примеров. И голубая фритта (египетский синий ). Другой ранний синтетический пигмент – это синяя фритта., силикат кальция и меди, полученный нагреванием стекла с источником меди, например малахитом. Более поздние, досовременные синтетические пигменты включают вермильон, вердигрис и свинец. оловянно-желтый. Киноварь, соединение ртути, предпочитали старые мастера, такие как Тициан. Индийский желтый когда-то производился путем сбора мочи скота, которого кормили только листьями манго. Голландские и фламандские художники 17 и 18 веков отдавали предпочтение ему за его люминесцентные качества и часто использовали его для изображения солнечного света. Поскольку листья манго не подходят для скота с питательной точки, практика сбора урожая индийского желтого цвета в конечном итоге была объявлена ​​негуманной. Современные оттенки индийского желтого цвета сделаны из синтетических пигментов. Вермиллион был частично заменен i n красными кадмиями.

Открытие в 1856 г. мовеина, первого анилинового красителя, было предвестником разработки сотен синтетических красителей и пигментов, подобных азо и диазо соединения. Эти красители положили начало расцвету органической химии, включая систематический дизайн красителей. Развитие органической химии уменьшило зависимость от неорганических пигментов.

Пигменты и свойства красок

Важным элементом лакокрасочного материала считается связующее вещество. Его функция — соединение частиц красителя и закрепление их на поверхности. Связующие вещества оказывают влияние и на цвет, поскольку все они отличаются коэффициентами преломления лучей света.

Очень важным показателем для масляной краски является маслоемкость красителей. Маслоемкость — это показатель количества масла, которое понадобится для изготовления краски на определенный объем пигмента. Показатель маслоемкости зависит от суммарной площади поверхности частиц, а кроме того, от физико-химических характеристик масла, применяемого в роли связующего.

Следующий существенный показатель, на который влияют пигменты — скорость высыхания краски. Часть красителей, к примеру, кобальт и свинцовые белила, делают процесс сушки более интенсивным. Некоторые же пигменты (газовая сажа, краплак и др.), наоборот, замедляют высыхание.

Пигмент должен соответствовать определенному эталону цветового фона, который определяется структурой его частиц, их возможностями по преломлению, отражению и поглощению лучей света.

Еще одно требование к красителю — необходимая степень дисперсности. Под этим качеством понимается степень измельченности, которой добиваются механическим дроблением, отстаиванием, осаждением в смеси растворов (мокрый метод) или за счет нагревания в особых печах (сухой метод). Чем ниже дисперсность, тем прозрачнее лакокрасочный материал, как и наоборот.

Дисперсность красителя в некоторых красках определяет их оттенок. К примеру, тонко измельченные цинковые белила дают синий оттенок, а сиена увеличивает насыщенность тона. В масляных составах повышенная дисперсность приводит к снижению показателя пластичности.

https://youtube.com/watch?v=gkUREj-QrLA

Дисперсность влияет и на другой показатель пигмента — укрывистость. Эта характеристика показывает количество красителя, необходимое на квадратный метр окрашиваемой поверхности. При этом подразумевается, что под слоем краски не будет видна находящаяся ниже поверхность или грунт. Показатель укрывистости зависит от внутренней структуры кристаллов, которым свойственны разные коэффициенты преломления лучей света.

Красители с невысокой дисперсностью находятся в основе корпусных и кроющих лакокрасочных составов, а пигменты с высокой дисперсностью имеются в составах лессировочных (более прозрачных) красок.

Интенсивность, как характеристика пигмента, это его способность менять тональность слоя краски при взаимодействии с другими пигментами. Наибольшая интенсивность свойственна красителям органического типа с высокой степенью дисперсности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий