Причины неисправности и варианты их устранения
Так как конструкция очень проста, то и причин поломок очень мало, в основном они бывают следующие:
Проблемы с кабелем
Отсутствует питание и фен не запускается – в этом случае первым делом убедитесь в целостности кабеля и есть ли питание в розетке, для этого вам понадобиться мультиметр, в крайнем случае поможет обычная индикаторная отвертка.
Если же питание имеется, но фен не запускается, то тут необходимо провести полный осмотр кабеля, возможно вы где-то его перебили, или надрезали. Участки, которые наиболее уязвимы – это место ввода кабеля в корпус, и место соединения с вилкой. В случае, если с кабелем все в порядке, то Вам придется разбирать корпус устройства. Как только вы его разберете, проверяйте места соединения кабеля с внутренними элементами, зачастую бывает, что провод попросту отпал от двигателя, и тогда весь ремонт сведется к небольшой запайке.
Что делать, если все контакты в порядке, а фен по-прежнему не хочет запускаться? При помощи электрической схемы модели, необходимо проверить ее элементы на признак исправности – предохранители, переключатель скоростей и режимов, кнопка включения и выключения. Бывают ситуации, когда перегорает предохранитель и из-за этого фен может не запускаться. В таком случае, поможет замена элемента, только подбирайте правильно, характеристики должны быть идентичны, или не меньше тех что были.
Также бывает и наоборот, после включения фен не хочет выключаться, тут проблема только с выключателем. Когда не работает кнопка вкл./выкл. Необходимо разобрать фен и провести очистку контактных полей элемента или же произвести замену в случае поломки.
Неполадки с вентилятором
Вентилятор не крутится или же медленно набирает обороты – в любом случае Вам придется разбирать фен, чтобы добраться до вентилятора. Первым делом проверьте, насколько чисты крыльчатки фена, иногда он не может раскрутиться из-за волос, которые на нем намотаны. Разберите сам вентилятор и произведите капитальную очистку, так как есть модели, где в данном элементе устанавливают фильтры, которые также нужно прочищать.
В случае если данные мероприятия не помогли, то поможет только полная замена, так как зачастую самостоятельно отремонтировать его не получается.
Неисправности двигателя
Во время работы из фена исходит запах горения проводки, или в районе электрического двигателя происходит проскальзывание искр – пожалуй, самая неприятная неисправность для тех, кто производит ремонт фена самостоятельно в домашних условиях. Прежде чем приступить к ремонту, при помощи тестера определите, что неисправность связана именно с двигателем. Можете забыть о самостоятельном ремонте, конечно если вы разбираетесь в данных проблемах, то можете попробовать. Однако лучше всего произвести замену данного элемента, или отнести его в мастерскую.
Проблемы нагревательного элемента
Из фена выходит холодный воздух вместо горячего – вся проблема скрыта в нагревательной спирали, которая скорее всего перегорела и перестала работать. В данном случае ремонт фена происходит следующим образом – разбираем вентилятор фена и добираемся до спирали, и производим ее осмотр. Вы можете постараться отремонтировать данный элемент, однако это мало чем поможет, так как устройство через пару месяцев вновь перестанет работать. Лучше всего произвести покупку нового фена, дабы избежать постоянных поломок в данном элементе конструкции.
Мы рассказали Вам, по каким причинам может не работать ваш фен и как производить ремонт фена для волос своими руками. Если же вы не уверены в своих силах, можно отнести устройство в технический сервис, где вам гарантированно устранят все неполадки.
Маленькие хитрости
Есть стандартные требования по безопасной эксплуатации электрического фена для сушки волос, которые могут раздвинуть границы безаварийной работы прибора, без обращения в сервисные центры:
- Не надо наматывать электрический провод на рукоятку прибора и вообще стараться не допускать скрутки и петель на проводе;
- Применять только те насадки, которые поставлялись в комплекте с устройством;
- Не применять прибор в помещениях с высокой влажностью, чтобы не допустить попадание воды на корпус фена;
- Если расстояние до розетки слишком большое, допускается применение только заводских удлинителей;
- Совсем не лишним будет место забора воздуха оградить мелкоячеистым фильтром, чтобы избежать попадания частиц пыли и волос внутрь прибора;
- Не переносить фен, удерживая его на весу, удерживая его рукой за провод;
- При появлении даже незначительных перебоев в работе, дальнейшая эксплуатация аппарата запрещена;
- Не допускать излишнего перегрева изделия;
- После работы нужно дать прибору остыть и только потом убирать его на хранение;
- Хранить электрический фен необходимо в сухом и проветриваемом помещении;
- Соблюдайте элементарные правила техники безопасности при ремонте электрических приборов;
- Для ремонта фена необходимы навыки работы с электричеством. Если их нет, лучше доверить работу профессионалам в специализированных мастерских.
Повторимся еще раз — самостоятельный ремонт возможен, если все работы выполняются особенно аккуратно. Это всегда актуально для электроприборов.
Удаление волос из прибора
Нюансы процесса удаления волос из фена зависят от конкретной разновидности устройства. При этом нужно соблюдать несколько общих правил:
- Перед разбором и чисткой фена нужно отключить его от электросети. В противном случае есть риск удара током либо короткого замыкания.
- Для очистки внутренних компонентов нельзя использовать влажную ткань, воду и другие жидкости.
- Провести очистку допускается подручными средствами — зубной щеткой, пылесосом, пинцетом.
BaByliss
Чтобы разобрать фен BaByliss нужно последовательно выполнить ряд действий. В частности, требуется:
- Демонтировать насадку, открутив крепежные элементы.
- Отверткой поддевать фиксирующее кольцо, размещенное рядом с соплом. Как правило, кольцо легко подается и снимается без особых усилий.
- Снять фиксирующую чашку рядом со шнуром питания. Элемент закреплен в корпусе при помощи двух защелок.
- Разъединить части корпуса, удерживаемые защелками с каждого бока. Если корпус выполнен из полупрозрачного пластика, при внешнем осмотре удастся без проблем обнаружить месторасположение защелок.
- Открутить крыльчатку вентилятора и добраться до вала, на котором навиты волосы.
- Удалить посторонние элементы подручными приспособлениями и собрать фен в обратной последовательности. Чтобы не совершить распространенных ошибок при сборке, рекомендуется во время демонтажа делать фотографии основных шагов.
Viconte
Последовательность разборки корпуса фена Viconte такая же, как и для устройства бренда BaByliss. Отличие во внутренней системе заключается в том, что демонтировать крыльчатку с вала мотора вряд ли удастся при помощи базового набора инструментов. Чтобы убрать волосы и обработать подшипник, можно проделать отверстие в корпусе держателя мотора
Важно правильно рассчитать место для размещения отверстия, чтобы не разрушить мотор либо саму крыльчатку
Корпус держателя мотора тонкий, поэтому проделать отверстие можно при помощи острого ножа. Подходящий диаметр отверстия составляет 3-5 мм. Через отверстие продевают крючок, выполненный из простой скрепки, и аккуратно удаляют все навившиеся волосы. Чтобы смазать подшипник, можно применить простой медицинский шприц. Достаточно капнуть машинного масла в место вхождения вала в мотор и пару раз прокрутить крыльчатку.
Для тестирования вентилятора нужно, чтобы на диодный мост поступало напряжение 10В с блока питания постоянного тока. Проверка не является обязательным требованием, но это действие поможет сразу убедиться, что вентилятор фена работает исправно после удаления волос. Если результаты проверки свидетельствуют о стабильном функционировании устройства, остается собрать конструкцию. Проделанное отверстие можно не перекрывать, поскольку оно будет плотно прилегать к корпусу фена.
Защелки плотно удерживают пластик
На внутренней поверхности светлого кожуха также есть защелки, очень маленькие и мощные.
Необходимо глубоко просунуть плоскую лопатку между кожухом и корпусом, чтобы образовался небольшой зазор. И сразу нужно потянуть кожух. Усилие при этом должно быть очень значительным.
Теперь нужно выкрутить все винтики, которые держат остальные детали фена. Всего винтов восемь: два в ручке, три под съемной частью входного сопла фена и еще три, которые держат корпус в его верхней части. Для выкручивания винтов, расположенных в ручке, нужна отвертка с треугольным сечением.
Если удалось разобрать фен до такого состояния, можно приступать к ремонту.
Залипание электрода (прерывание дуги)
Причиной залипания электрода и прерывания дуги может быть снижение напряжения из-за короткого замыкания в обмотках трансформатора, неисправности диодов или ослабления соединительных контактов. Также возможен пробой конденсаторного фильтра или замыкания отдельных деталей на корпус сварочного аппарата.
К причинам организационного характера, вследствие которых аппарат не варит как надо, можно отнести чрезмерную длину сварочных проводов (более 30 метров).
Если залипание сопровождается сильным гудением трансформатора – это также свидетельствует о перегрузке в нагрузочных цепях прибора или замыкании в сварочных проводах.
Одним из вариантов ремонта с устранением этих эффектов может стать восстановление изоляции соединительных кабелей, а также подтяжка ослабевших контактов и клеммников.
Как разобрать фен: порядок осмотра, разборки и ремонт
Разборка прибора не вызывает трудностей, если действовать в соответствии с инструкцией, иметь под рукой нужные инструменты и обладать хоть какими-то знаниями в области электроники.
Шнур
В первую очередь необходимо осмотреть провод. Начинать стоит с розетки, чтобы убедиться в наличии электроэнергии. Если свет есть, тогда переходят к проверке шнура — от корпуса к вилке. Осматривают целостность провода, ищут изломы, разрывы, оплавления. Внутри корпуса, после его разборки, наблюдают за состоянием электросопротивления — парой разъемных контактов, пайкой или проводкой с пластиковыми колпачками.
Неразъемное соединение
Если проводка заделана в пластиковые колпачки, значит речь идет о неразъемном соединении. Такой вариант довольно сложен для тестирования и требует наличия материалов:
- обычная игла;
- тестер;
- лампа;
- индикатор.
Проверка выполняется следующим образом:
- К одной клемме присоединяют иголку — ее следует вставить в жилу питания возле колпачка до самой меди;
- Вторая клемма охватывает усики вилки;
- Прозванивают сразу обе жилы.
Полезно!
Не стоит делать больше одного прокола на жилу, поскольку эксплуатация устройства не исключает попадания влаги внутрь корпуса.
Контактная площадка
Гораздо легче прозвонить провод, когда места стыков видны невооруженным глазом. Если обнаружены повреждения, лучше заменить шнур на новый, у которого неразборная вилка. Второй вариант предпочтительней, поскольку в первом случае накладываются ограничения на выбор изоляционных материалов, предотвращающих попадание влаги на жилы.
Внимание!
Самое уязвимое место — на контакте провода с корпусом. Постоянные перегибы, скручивания шнура приводят к перетиранию, образованию трещин. Поврежденные медные жилы начинают искрить, сжигать изоленту и плавиться.
Выключатель и переключатель
Проверить работоспособность выключателя можно, выполнив короткое замыкание детали. Если используется трехпозиционный переключатель, соответствующую проверку потребуется произвести три раза — для каждого режима отдельно. Лучше зарисовать схему расположения проводов, чтобы не допустить ошибок при сборке.
После выявления дефекта его следует внимательно осмотреть и обработать. Следы гари нужно счистить надфилем, ластиком или шкуркой, контакты — обработать спиртом. Если какой-то элемент не подлежит восстановлению, его стоит заменить на новый аналогичный.
Вентилятор
Забитый воздуховод — распространенная проблема при эксплуатации техники. Если есть фильтр, его нужно снять и тщательно прочистить, забившуюся пыль получится убрать с помощью мягкой щетки. При обнаружении намотанных волос на ось мотора лучше снять вентилятор с вала, после чего удалять загрязнения.
Спирали
Чаще всего приспособления оснащены сразу несколькими нагревателями, которые внешне ничем не отличаются друг от друга. После разборки агрегата следует убедиться в идентичности нагревательных элементов, при наличии разрывов их нужно спаять или закрутить концы. Помимо этого, концы спирали можно соединить с помощью тонких медных трубочек.
Двигатель
На поломку мотора указывают возникновение сильного треска и наличие искр при включении. При обнаружении неисправности следует выпаять обмотку двигателя из электросхемы и проверить все соединения. Замена обмотки требует определенных навыков и знаний в области электрики, поэтому при отсутствии таковых лучше сразу обратиться к профессионалам.
Полезно!
Если обмотка исправна, достаточно очистить поверхность и оценить плотность прилегания щеток к медной поверхности. При этом вал должен свободно крутиться, а все трущиеся элементы лучше смазать.
Микросхема:
- Гетинаксовая подложка периодически трескается, что приводит к разрыву дорожки. Если обнаружен поврежденный фрагмент, его следует заглубить, немного покрыв припоем;
- О неисправности конденсатора говорит раздутие изделия, при поломке оно выгибается наружу. Если поломка выявлена, единственным выходом станет замена детали на новую;
- Резистор при выгорании темнеет. Даже если он не вышел из строя, его стоит заменить.
Термостат
Отдельные модели оснащены функцией саморегуляции. Функционирование осуществляется путем использования резистивного делителя, у которого одно плечо отвечает за реагирование на температуру. В дальнейшем можно действовать следующим образом:
- Ликвидировать датчик, разорвав цепь, после чего проверить работоспособность.
- Замкнуть провода, понаблюдав за реакцией прибора.
Большая вероятность, что попытка не увенчается успехом, если устройство реагирует только на определенные значения сопротивления.
Ремонт спирали строительного фена и определение неисправности ТЭНа
От бывалых специалистов можно услышать такой совет, что если на промышленном фене перегорела спираль, то проще купить новый инструмент. Зачем же покупать новый фен, когда можно отремонтировать или заменить спираль фена.
Однако перед тем, как выяснить способ ремонта спирали фена, рассмотрим особенности диагностики ее неисправности. Принцип диагностики спирали фена следующий:
- Для начала нужно извлечь нагревательный элемент из металлической колбы
- Далее следует произвести осмотр подключения проводов к контактам спирали ТЭНа. Очень часто причиной неисправности фена является банальное отсоединение одного из проводов или окисление контактов
- Включить мультиметр в режим измерения сопротивления, и подключить к контактам спирали. На фене используется 1 и более спиралей, что зависит от схемы и количества скоростей инструмента
- Спирали должны иметь сопротивление, и если прибор показывает нулевое значение, значит нарушена целостность нихромовой нити. Со временем от воздействия высоких температур никель-хромовая нить теряет свои свойства, и становится хрупкой, и поэтому выходит из строя
Если же диагностика показывает, что спирали исправны, и имеют сопротивление, а фен при этом не работает, то поломка скрывается непосредственно в термопредохранителе — термопара. Это элемент, который предотвращает перегрев спирали, однако под воздействием высоких температур, термопара также может выйти из строя. Принцип ее работы заключается в том, что при увеличении температуры, происходит изменение сопротивления в цепи. Проверить исправность термопары можно мультимером, измерив сопротивление. Если элемент исправен, то прибор покажет значение сопротивления, а если вышел из строя, то сопротивление будет нулевым.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда из строя вышла спираль фена. Что делать, если спираль оборвана, и как ее отремонтировать? Чтобы произвести ремонт нихромовой спирали строительного фена, понадобится воспользоваться мелкими соединительными элементами, то есть болтиком с гайкой. Именно при помощи этих деталей можно соединить нихромовую спираль фена. Пайка спирали не поможет, так как никель-хромовый материал не пропаивается. Чтобы отремонтировать спираль фена, понадобится изначально найти место обрыва, а затем выполнить следующие действия:
- Оценить состояние спирали. Если она не просто имеет обрыв, но и повреждения в разных местах, то рекомендуется ее заменить
- Обрыв устраняется путем соединения двух частей спирали, используя для этого маленькие болтики с гайками. Соединяемые участки должны быть прочными
- Соединение спирали резьбовыми соединителями, способствует увеличению сопротивления, поэтому учтите, что температура нагрева инструмента будет снижена
Как видно, отремонтировать спираль строительного фена вовсе не трудно. Если ТЭН не подлежит ремонту, то его можно заменить. Для этого понадобится купить новую спираль соответствующей длины, и заменить ее. Кроме замены спирали, можно также купить новый нагревательный элемент в сборе для вашей марки и модели фена. Однако найти новые ТЭНы можно далеко не для всех моделей фенов. Наиболее популярные производители рассматриваемых инструментов:
- Интерскол
- Зубр
- Макита
- Хитачи
- Штурм
Покупать самый дешевый вариант фена не рекомендуется, но если инструмент нужен только для одноразового применения, то не имеет смысла переплачивать за фирменный прибор, который стоит в 2-3 раза больше. Отремонтировать строительные фены достаточно легко, если подойти к этому вопросу правильно. Для этого нужно соблюдать четкую последовательность действий, чтобы выявить поломку, и максимально быстро и легко ее устранить.
https://youtube.com/watch?v=5N1x6rDvMds%3F
Как устроен аппарат
Любой фен имеет двигатель с крыльчаткой и нагреватель. Крыльчатка засасывает воздух с одной стороны фена, после чего он обдувает нагреватель и выходит уже горячим с другой стороны. Также фен имеет переключатель режимов работы и элементы для защиты нагревателя от перегрева.
1 — крыльчатка; 2 — электродвигатель; 3 — нагреватель; 4 — термозащита; 5 — переключатель режимов; 6 — кабель питания
У бытовых фенов вентилятор собран на коллекторном электродвигателе постоянного тока, рассчитанном на напряжение 12, 18, 24 или 36 вольт (иногда встречаются электродвигатели, работающие на переменном напряжении 220 вольт). Для питания электродвигателя используется отдельная спираль. Постоянное напряжение получают с диодного моста, смонтированного на выводах электродвигателя.
Нагреватель фена представляет собой каркас, собранный из негорючих и непроводящих ток пластин, на котором намотана нихромовая спираль. Спираль состоит из нескольких участков, в зависимости от того, сколько режимов работы имеет фен.
Вот так он выглядит:
Спираль намотана на термостойком каркасе
Горячий нагреватель должен постоянно охлаждаться проходящим потоком воздуха. Если спираль перегревается, она может перегореть или может случиться пожар. Поэтому фен сконструирован так, чтобы автоматически отключаться при перегреве. Для этого используется термостат. Это пара нормально замкнутых контактов, размещённых на биметаллической пластине. Термостат находится на нагревателе ближе к выходному отверстию фена и постоянно обдувается горячим воздухом. Если температура воздуха превышает допустимую, биметаллическая пластинка размыкает контакты и нагрев прекращается. Через несколько минут термостат остывает и снова замыкает цепь.
Термостат выделен красным кругом
Иногда в качестве дополнительной защиты используется ещё и термопредохранитель. Он одноразовый и при превышении определённой температуры перегорает, после чего его нужно менять.
Термопредохранитель, внешний вид
Чтобы лучше понять принцип работы фена, можете посмотреть эти два видео (смотрите первое видео с 6-й минуты):
Принципиальная схема
Схема бытового фена
Схема большинства бытовых фенов близка к вышеприведённой. Рассмотрим её подробнее. Нагреватель представляет собой три спирали: Н1, Н2 и Н3. Через спираль Н1 подаётся питание на двигатель, спирали Н2, Н3 служат только для нагрева. В данном случае у фена есть три режима работы. В верхнем положении SW1 схема обесточена. В положении <<1>> фен работает на минимальной мощности: питание подаётся через диод VD5, который отсекает одну полуволну переменного напряжения, включена только одна нагревательная спираль Н2(не на полную мощность), мотор вращается на низких оборотах. В положении <<2>> фен работает на средней мощности: диод VD5 закорочен, в схему поступают обе полуволны переменного напряжения, спираль Н2 работает на полную мощность, мотор вращается на номинальных оборотах. В положении <<3>> фен работает на максимально возможной мощности, так как подключается спираль Н3. При нажатии кнопки <<cool>> нагревательные спирали Н2, Н3 отключаются, а мотор продолжает работать. Диоды VD1-VD4 представляют собой двухполупериодный выпрямитель. Катушки индуктивности L1, L2 и конденсаторы С2, С3 снижают уровень помех, которые неизбежно возникают при работе коллекторного электродвигателя. F1, F2 — это термопредохранитель и термостат.
Общая проверка исправности фена мультиметром
Чтобы убедиться, что прибор вышел из строя, рекомендуется первым делом проделать следующие манипуляции:
- Воспользовавшись мультиметром, произвести прозвонку инструмента
- На мультиметре включить режим прозвонки диодов или измерения сопротивления
- Прикоснуться щупами к выводам вилки электроинструмента
- Произвести переключение кнопки фена в разные положения
При переключении кнопки на приборе должны изменяться показания, которые говорят о наличии сопротивления. Если показания не изменяются, значит уместно предположить о том, что в цепи имеется обрыв. Для уточнения причин, понадобится разобрать инструмент, выкрутив крепежные элементы, и произвести детальную диагностику.
Электрическая схема строительного фена
Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:
рис.1
Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.
Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.
Электрическая схема состоит из следующих элементов:
- тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
- тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
- тумблера отключения ТЭНов — К3;
- электродвигателя \вентилятора\ — М;
- конденсатора — С;
- ТЭНов — R\ТЭН\;
- диодов — VD1, VD2.
Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.
Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.
Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.
Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.
ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.
Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2
рис.2
Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1
В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:
- при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
- при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:
- сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
- сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.
При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.
Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.
рис.3
В чём была причина неисправности
В моём случае была сломана кнопка отключения нагревателя. Знаете для чего нужна эта кнопка? Многие, как выяснилось не в курсе. Дело в том, что если фен выключить сразу, без применения этой кнопки, то есть риск испортить устройство. Это может произойти потому что вентилятор после выключения сразу останавливается, а спираль ещё не остыла, теплу некуда деваться фен перегревается, так можно даже расплавить корпус. А эта кнопка позволяет отключить и продуть спираль при работающем вентиляторе, дав ей возможность несколько остыть.
Так вот эта самая кнопка и вышла из строя, сломалось крепление одного из контактов, соответственно фен дул только холодным воздухом. Для ремонта пришлось немного расширить отверстие оторванного контакта и поставив на место заплавить пластиком для фиксации. Конечно перед этим будет правильным зачистить пригоревшие контакты.
Зачищаем и закрепляем контакт кнопки
В общем после этих несложных действий (описывать гораздо дольше чем делать) фен исправно заработал.