Несколько способов, как правильно хранить резину с дисками и без на балконе

Хранение зимних шин

Наступило время смены покрышек с летнего типа на зимний. Если нет гаража, где хранить летнюю резину зимой и зимнюю летом?

Прежде чем, ответить на этот вопрос, следует знать несколько правил.

Важные моменты:

  • перед складированием покрышки надо хорошенько вымыть, освободить от мелких камушков, застрявших в канавках протектора. Остатки химических реагентов, соли, грязи, нефтяных продуктов, действуя постоянно во время хранения могут испортить поверхность резины, что понизит сцепные характеристики;
  • вымытую покрышку полностью высушить. Мокрая резина при хранении лопается, на поверхности развиваются грибки, плесень;
  • шины следует пометить, это облегчит монтаж в начале следующего сезона;
  • необходимо определиться, останутся ли покрышки без дисков или в сборе, с дисками. Это влияет на тип складирования.

Резина, которую неправильно хранили, обнаружит в последствии:

  • деформацию;
  • биение;
  • трещины.

Выбирая помещение, следует знать, что оно должно быть:

  • сухим;
  • теплым;
  • проветриваемым;
  • без попадания солнца.

Это должна быть специальная кладовая, склад, приспособленные для правильного размещения покрышек.

Колеса в сборе

Колеса в сборе правильно хранить в накаченном состоянии до рабочего давления.

Складывать собранные колеса надо аккуратно, горизонтально, без перекосов, не больше 8 штук в стопке. Через каждые 4-8 недель колеса менять местами, переворачивать с одного бока на другой, поворачивать по центральной оси на 90 градусов. Чтобы форма корда не сминалась в одном направлении.

Колеса с покрышками можно подвешивать за среднее отверстие диска. Для этого нужно специальное приспособление с крючками. Резина не должна прикасаться к стене, и соседним предметам. Периодически колеса ротировать, поворачивать на 90 градусов каждые 4-8 недель.

Шины без дисков

Чтобы не изменилась форма покрышек под тяжестью лежащих на них предметов, нельзя хранить их в стопке, горизонтально.

Если хранить в стопке несколько покрышек или лежащих навалом под разными углами друг на друге:

  • деформируется круглая форма корда;
  • протектор становится более выпуклым в одну сторону;
  • уменьшается пятно контакта;
  • ухудшаются сцепные характеристики;
  • снижается долговечность изделия.

 Хранить покрышки без дисков следует:

  • в вертикальном положении, в ряд;
  • на расстоянии друг от друга в несколько сантиметров, чтобы между ними циркулировал воздух;
  • на горизонтальной, ровной, плоской поверхности;
  • переворачивать их каждые 4 недели на другой бок, прокручивая по на 90 градусов, чтобы корд сохранял идеально круглую форму, не продавливался, находясь всегда в одном положении;
  • опытные водители советуют использовать воздухопроницаемые пакеты или чехлы для шин, в которых сохраняется постоянная влажность и температура.

Нельзя подвешивать покрышки без дисков на трубы, швеллеры и крючки. Под действием избыточного давления на небольшой участок резины, происходит деформация формы.

Где хранить летнюю резину зимой

Зная факторы, от которых скаты портятся больше всего, можно теперь выбрать оптимальное место для их хранения. Они, в первую очередь, должны хорошо проветриваться. Кроме того, должна быть средняя влажность и относительно летняя температура в районе 25 градусов. В помещениях, где эти условия соблюдены, покрышки своих свойств не теряют. Это могут быть:

  • гараж — если он отапливается, то это идеальное место, так как они обычно проветриваются. Значит влажность будет оптимальной, температура тоже, и самое главное — нет доступа солнечному свету;
  • летняя кухня — этот вариант подойдёт тем, кто пользуется ею зимой;
  • кладовая — наверное лучше идеи не придумать. Влажность в этом помещении средняя, температура в норме (около 20 градусов), солнечному свету туда никак не попасть. Но не всё так хорошо! Зачастую пространства в таких комнатах хватает только для небольшого ящика с инструментами, поэтому вместить туда 4 покрышки иногда просто нереально.

Помещение для хранения покрышек должно быть комнатной температуры, средней влажности и изолированным от солнечных лучей

Это лучшие варианты в своём дворе и доме для хранения летних покрышек зимой. В принципе, хорошим ещё является и сам дом, но в нём обычно колёса на зиму никто не оставляет, поскольку они сильно мешают. Но если у вас большая квартира, то можете спокойно воспользоваться её просторами.

Подбор места для хранения

Выбирая, куда определить колеса, пока они не используются, учитывайте основные требования к месту хранения.

В квартире или доме

Если вы живете в квартире, оставить шины можно:

  • В кладовой. Комната будет идеальным местом для хранения шин, если туда не будет попадать пар из ванной комнаты или слишком теплый воздух из кухни. Следите, чтобы поблизости с резиной не было химических веществ.
  • В погребе. Помещение отлично подойдет для расположения покрышек, если будет достаточно теплым и сухим.

Обратите внимание, что хранение резины на лестничной клетке или тамбуре противоречит правилам пожарной безопасности, к тому же шины могут помешать соседям

На балконе

На балконе хранить резину можно только при условии, что он отапливается и застеклен. Если вы расположите шины на открытом балконе, это будет равно тому, что оставить их просто на улице, при этом ни один стандарт хранения не будет соблюден.

Если балкон подходит для хранения резины, соблюдайте следующие рекомендации:

  • резину поместите в специальные чехлы, чтобы уберечь их от возможного попадания солнечных лучей;
  • заранее подготовьте пространство для хранения;
  • не сваливайте шины на кучу или в стопку;
  • лучшим вариантом для расположения резины на балконе является вертикальное положение;
  • следите, чтобы на вертикально стоящих колесах не находились другие предметы, которые могут деформировать изделие;
  • периодически переворачивайте шины во избежание повреждений.

Если вы правильно выполните описанные условия, шины долго пролежат на балконе без потери технических качеств.

В гараже

Если вы решили оставить покрышки в гараже, обратите внимание на следующие нюансы:

  • в гараже из металлических листов хранение допустимо только в зимний период, так как летом металл сильно нагревается;
  • деревянное помещение подойдет лучше, но оно слишком пожароопасное;
  • во время хранения следите, чтобы на поверхность резины не попадали различные химические вещества, например, бензин или растворитель.

Идеальным местом для резины станет гараж из кирпича. Здесь будет сохранен нормальный температурный режим и влажность воздуха. Чтобы колеса не занимали много места, оборудуйте для них специальную полку или стеллаж.

Хранение на автомобиле

Многие автолюбители могут долгое время не использовать автомобиль вместе с колесами. Чтобы за этот срок резина не испортилась:

  • автомобиль установите на специальные подставки, а колеса укройте чехлами;
  • время от времени меняйте положение автомобиля так, чтобы давление на шины было равномерным;
  • разгрузите салон по максимуму, чтобы уменьшить давление на колеса.

Основные правила хранения

В первую очередь автомобилист должен подготовить место для хранения шин, а также обеспечить правильные условия. При выборе помещения стоит учитывать, что отрицательное влияние на покрышки оказывают такие факторы:

  • Сырость;
  • Наличие грязи;
  • Попадание ультрафиолета;
  • Воздействие высокой температуры.

Соответственно, идеальным местом будет тёмная и сухая комната, температурный режим в которой не превышает +25 градусов.

Важно помнить, что шины отправляются на сезонное хранение исключительно в чистом виде

Хранить чистые шины удобно в специальных пакетах

По этой причине резина должна быть тщательно вымыта и высушена. Кроме того, стоит вычистить из протектора крупные камни и иные инородные предметы. Если при осмотре шины в ней будет обнаружен саморез или гвоздик, их обязательно следует удалить. И лучше сделать это на шиномонтаже с последующим ремонтом места повреждения. Там же можно проверить шины на наличие грыжи или глубоких трещин, которые после хранения станут неприятным явлением для автомобилиста.

Когда шины будут полностью очищены и подготовлены, каждую покрышку можно обработать специальным консервирующим препаратом, к примеру, силиконовой смазкой. Такое средство впитывается в микропоры и препятствует поглощению влаги резиной

При выборе средства стоит обратить внимание на состав и активные компоненты. Препарат должен быть без растворителя

Температура

Резина, используемая на автомобиле в летнее время, боится хранения при низком температурном режиме. Допустив промерзание летних шин, случится нарушение структуры волокон. Это приведёт к растрескиванию и непригодности резины для эксплуатации.

С хранением зимней резины дела обстоят проще, потому что такие колёса имеют более мягкую структуру. Но высокие температуры при хранении могут сказаться на эксплуатационных характеристиках таких шин. При этом шины должны быть размещены в любом положении, кроме вертикального.

Влажность воздуха

Если параметр влажности воздуха в помещении превышает значение в 85%, то от такого места хранения лучше отказаться. Даже использование электрического обогревателя, пересушивающего воздух, не поможет решить проблему. Кстати, воздух в помещении, где работает обогреватель, отрицательно сказывается на покрышках. Идеальными условиями влажности воздуха для хранения колёс принято считать коридор от 50 до 80%. Обогреть помещение можно стандартными батареями. Однако колёса должны храниться на расстоянии не ближе одного метра от системы отопления.

Создать дополнительные трудности автомобилисту в поиске идеального места для сезонного хранения резины может отсутствие вентиляции в помещении.

Места расположения колёс

Многие автолюбители ломают голову над тем, на какую сторону стоит поставить колёса после хранения. Чтобы избавить себя от такой проблемы каждую шину можно пометить. Когда рисунок на протекторе направленный, а колёса хранились, не снимая с дисков, потребуется просто поставить соответствующие метки на каждой оси. Использовать можно разноцветные колпачки на ниппеле (к примеру, передние шины получат колпачки чёрного цвета, а на задние колёса накручиваются золотистые).

Однако надёжнее просто корректором или мелом проставить на каждой снятой шине обозначения «ПП» (для переднего правого), ПЗ (для правого заднего), ЛП (для левого переднего), ЛЗ (для заднего левого). Такая простая маркировка сделает легче установку резины по своим местам после сезонного хранения.

В пакетах, или нет?

80% автомобилистов отвечая на вопрос, как правильно хранить шины без дисков, считают, что лучше делать это в мешках из полиэтилена. Однако это зависит от условий в помещении. Обеспечение в месте хранения оптимальных условиях позволяет не пользоваться пакетами. Если условия даже немного не будут соответствовать оптимальным значениям, тогда лучше прибегнуть к помощи мешков.

Этот совет нуждается в небольшом дополнении. При хранении резины, не снятой со стальных штампованных дисков, пакет не стоит закрывать герметично. Пренебрежение этим правилом может стать причиной скопления конденсата в мешке и последующей коррозии металла.

Идентичный совет касается и хранения просто резины без дисков. Пакет лучше оставить приоткрытым, чтобы воздух мог свободно циркулировать.

Важно помнить, что хранение бескамерных покрышек требует обеспечение условий для боковых стенок и бортов, исключающих деформацию

Мойка и обработка

Уже отмечалось, что на хранение покрышки должны быть отправлены в чистом виде. Убирать с поверхности резины стоит не только грязь, песок и камни из протектора, но и масляные пятна. Далее рекомендовано нанести на резину специальное средство, наделённое консервирующими свойствами. Отыскать такой опрыскиватель можно на полках любого специализированного автомагазина. Кстати, если автомобилист не может самостоятельно принять решение о выборе средства, только консультанты магазина помогут ему в этом вопросе.

Стоит помнить, что для обработки покрышек нельзя использовать чернитель резины. В таких средствах активным компонентом является растворитель, который при длительном воздействии с каучуком негативно влияет на него. Перед обработкой стоит внимательно изучить инструкцию производителя средства и неукоснительно соблюдать её в процессе нанесения. Любое отклонение от списка действий на упаковке может привести к порче покрышек.

Последним этапом перед отправкой резины на сезонное хранение становится упаковка колёс в полиэтиленовые пакеты. Использовать лучше мешки тёмного цвета, которые не допустят попадания ультрафиолета.

Важно помнить, что герметичное закрытие не допускается. В пакете, где лежат шины на дисках, будет скапливаться конденсат, пагубно влияющий на металл

В пакетах, где хранятся просто покрышки, необходимо обеспечит хорошую циркуляцию воздуха.

Подготовка к хранению

Поскольку вы заинтересованы в долгой службе обеих частей колеса — металлического обода и резиновой покрышки, перед тем, как убрать комплект резины на зиму или на лето, необходимо как следует позаботиться о них.

Маркируем шины

Поскольку конфигурация установки колёс на автомобиль имеет принципиальное значение, покрышки следует промаркировать ещё до снятия. Большинство автолюбителей используют сочетания букв «П» в значении переднее, «З» — заднее, «Л» — левое и «П» — правое. Правое переднее колесо в таком случае маркируется «ПП», левое переднее — «ЛП», правое заднее — «ПЗ», а левое заднее — «ЛЗ». Метки надо наносить специальной краской или мелом, хотя в последнем случае придётся постараться, чтобы уберечь буквы от смывания.

Смываем дорожную грязь

Подготовка и положение изделий при хранении

К продолжительному хранению летних шин зимой, так же, как и зимней резине в летнее время, важно правильно подготовить изделия. В первую очередь, требуется провести очистку – устранить загрязнения, камни и осколки, попавшие вглубь протектора

После этого следует обработать их посредством специального раствора – ингибитора окисления.

Неправильное положение резины во время хранения способно спровоцировать ее деформацию. Специалисты рекомендуют хранить шины в полном сборе, чтобы они были накачаны до нормального состояния. При этом  покрышки полностью защищены от попадания конденсата или мелких частиц (пыли) во внутреннюю часть. Поскольку не всегда удается приобрести дополнительный комплект автодисков, разрешается отдельное хранение. Исходя из этого, различают советы для хранения резины на дисках и без дисков.

Шины на дисках можно хранить в подвешенном состоянии (каждое колесо располагается отдельно) или в положении лежа. Во втором случае разрешено складирование изделий стопкой, что позволяет сэкономить место. В вертикальном положении их складывать нельзя. Шины без дисков, напротив, нельзя оставлять в подвешенном состоянии и складывать друг на друга. Это связано с тем, что сцепление колес с дорогой значительно ухудшится. Допускается хранение резины в вертикальном положении (в качестве опоры используется полукруглая поверхность).

При использовании специальных защитных чехлов или пакеты, важно следить, чтобы в них не проникла влага. Во время погрузки и разгрузки запрещено кидать шины с высоты более 1,5 метра, поскольку это способно спровоцировать механические повреждения бортовых колец

Шины с такими изъянами не рекомендуется монтировать на диски колес.

Что влияет на сохранность шин

Во время хранения резины на нее действуют различные факторы, которые отрицательно отражаются на ее состоянии. Для правильного хранения шин в домашних условиях необходимо рассмотреть влияние каждого фактора.

Влага

Правильное сохранение шин на дисках, либо снятых с дисков возможно только в сухом месте, без всяких исключений. Большая влажность в помещении, в котором хранятся покрышки, приводит их в негодность, и в начале сезона применять такие колеса может стать опасным и даже невозможным. Поэтому необходимо тщательно подбирать место для хранения автомобильной резины. Это может быть подвал, сухой гараж, кладовка. Можно хранить шины на балконе, при условии, что он застеклен, и в него не проникает влага.

Частой ошибкой владельцев при хранении покрышек является использование полиэтиленовых мешков. Ни в коем случае такое хранение нельзя допускать, так как мешки создают условия для накопления конденсата, сырости. К тому же, если резина на стальных дисках, то в мешках диски быстро начнут ржаветь. Оптимальным решением будет применение специальных нетканых мешков. Для каждого колеса лучше купить отдельный мешок.

Солнечный свет

Для любых автомобильных шин солнечные лучи действуют губительно. Их поверхность пересыхает и трескается. При наружном осмотре такие микротрещины можно не заметить, но при попадании колеса во время езды на автомобиле в глубокую яму, или при воздействии на это колесо других предметов, оно может лопнуть.

Температура

Современные качественные шины имеют особенность в температуре хранения, которая не должна быть отрицательной, но и не более +25 градусов. Поэтому для хранения использовать неотапливаемые холодные гаражи не рекомендуется, так же как и нельзя хранить шины при высокой температуре возле отопительных устройств. Это может привести к изменению параметров резины в худшую сторону.

Химические вещества и деформация

Если резину хранить постоянно в одном положении, то она в скором времени деформируется. Это же произойдет, если резину хранить в подвешенном виде без дисков, так как при этом возникает неравномерное воздействие на нее. Автомобильные покрышки не рассчитаны на такие нагрузки.

Химические вещества также действуют разрушительно на автопокрышки. Такой автомобильной химией могут оказаться кислоты, растворители, бензин и смазочные материалы. В любом гараже их имеется в достаточном количестве.

Срок хранения

Любые автомобильные покрышки, независимо от их качества, стоимости и завода изготовителя, имеют определенный срок хранения. Обычно при выполнении всех необходимых условий этот период не превышает 6-ти лет с даты изготовления. Это зависит от химического состава резины, который включает в себя химические размягчители резинового состава. По окончании срока службы шины начинают терять свои качества, и покрышка становится жестче, трескается и рассыхается. На колесах с такими шинами ездить на автомобиле уже становится опасно.

Интересным фактом является то, что автомобильная резина, установленная на машине и не снимаемая на хранение, может проработать большее время, чем покрышки, находящиеся на хранении. Это объясняется тем, что химические размягчители резины действуют только при работе шин, и сохраняют их эластичность. Поэтому при покупке автомобильной резины на запас, необходимо учесть эту особенность, и на хранении стараться соблюдать все правила. Существуют специальные аэрозоли, которые немного повышают срок хранения автомобильных покрышек.

Как правильно хранить автомобильные шины без дисков?

Итак, как правильно хранить шины без дисков? В первую очередь необходимо определиться с помещением. Оно не должно быть доступным для прямых солнечных лучей, так как резиновая смесь под воздействием ультрафиолета разрушается. Кроме того, помещение должно быть сухим, а температура должна быть +10-+25 градусов. При этом допустимы только небольшие отклонения.

Несмотря на то, что помещение должно быть сухим, оно должно иметь влажность в районе 50-60%. Также обязательно поддерживать хорошую вентиляцию воздуха, а не держать пространство полностью закрытым. Некоторые автовладельцы поступают неверно, и хранят автопокрышки в подвале или погребе. Но если нет другого варианта, то лучше позаботиться о том, чтобы помещение хотя бы изредка проветривалось.

Перед хранением обязательно нужно провести предварительную обработку. Сначала резина хорошо промывается, удаляются все камни из протекторов, а потом все тщательно просушивается. Но на этом не стоит останавливаться. Как правильно хранить автомобильные шины без дисков, расскажут консультанты в автомагазинах. В их арсенале имеется достаточно большое количество средств, которые помогут уберечь автопокрышки от преждевременного старения.

Также можно узнать о самых эффективных протекторантах или очистителях на автомобильных форумах. Но перед применением нужно обязательно ознакомиться с инструкцией, так как неправильное применение специальных средств только укоротит срок службы резины.

Очень важным моментом является то, в каком положении будут храниться автошины. Без дисков совершенно не допускается горизонтальное складирование или подвешивание. Это связано с тем, что в последующем будет снижено сцепление с дорожным покрытием. Также эксплуатация в дальнейшем будет связана с сильным износом протектора.

Без дисков автопокрышки лучше хранить вертикально, при этом возможно хранение с минимальным расстоянием колес друг от друга. Чтобы не возникло деформаций, опора должна быть полукруглой. И даже если все условия соблюдены, необходимо потрудиться хотя бы раз в месяц прокручивать покрышки, чтобы они не деформировались и не потеряли свою геометрию.

Некоторые водители используют для хранения темные пакеты. Таким образом, они пытаются защитить резиновую смесь от ультрафиолета. Но на самом деле это очень вредно, ведь воздействие постоянной влажности негативно сказывается на дальнейшей эксплуатации и сроке службы изделий.

Хранение шин на балконе

Колеса, подвешенные на цепи

В тех случаях, когда гаража нет или он слишком маленький для размещения колес, единственным вариантом остается хранение их на балконе. Когда нет другого выбора, можно, но лучше, когда балкон утеплен или застеклен. Основное достоинство данного хранения – личный и постоянный надзор за состоянием резины. Перед тем как размещать шины на балконе на хранение, необходимо подготовит для них место – очистить от мусора и сторонних предметов. При хранении шин на балконе следует придерживаться общих советов: не должно быть воздействия прямых солнечных лучей и не желательны значительные колебания температуры и влажности.

Для хранения колес на балконе, целесообразно приобрести специальные чехлы или если нет такой возможности, тщательно закрыть их плотной тканью. Если хранение на балконе планируется длительное время, можно собрать специальный несложный шкаф, который только дополнит интерьер.

Еще один распространенный вариант хранения колес на балконе – подвесить на цепь. В таком случае они занимают меньше места, но потребуется сделать специальные крючки, для подвеса.

Посмотрите на видео, как нужно хранить шины на балконе:

Особенности вертикального хранения колес

Хранение шин в автосервисе

При вертикальном хранении колес их можно установить на ровную поверхность или приобрести специальную подставку с учетом диаметра шин. Такую поставку можно сделать самостоятельно. Для предотвращения деформации рекомендуется раз в один-полтора месяца переворачивать колеса. Согласно мнению специалистов, не имеет значения, в каком положении хранятся шины. Главное условие – исключение деформации, поэтому не рекомендуется их часто передвигать или ставить на них тяжелые предметы.

Шины без дисков не следует хранить в подвешенном состоянии, если выбор невозможен. Лучший вариант – подвешивание деревянного или металлического футляра, в котором размещается покрышка. При хранении шин на дисках их следует располагать друг над другом в виде колодца. Также рекомендуется не снижать давление в шинах, чтобы избежать деформации хранящейся авторезины. Следует помнить, что такой колодец нужно располагать на ровной поверхности, высота – не более четырех колес.

Общая рекомендация – если нет возможности правильно самостоятельно сохранить шины, необходимо обратиться в специализированный шинный сервис, предоставляющий услуги по сезонному хранению.

Для хранения колес на балконе, желательно приобрести специальные чехлы, при их отсутствии, необходимо тщательно закрыть шины плотной тканью.

Миф №7. Микроклимат в помещении

Перепады температуры и влажности. Один из страшнейших врагов беззащитной автомобильной шины, который упоминается практически во всех правилах хранения резины в межсезонье. Так ли все эти факторы страшны для покрышек на самом деле? Если летнюю шину подержать некоторое время на морозе, а потом резко дать ей нагрузку – она действительно может пострадать. Если зимнюю покрышку подержать на палящем солнце, а потом проехаться на ней со скоростью выше сотни километров в час, то она действительно заметно сотрется…

А теперь сравните описанные условия с теми, в которых пребывают шины, пускай даже небрежно накиданные горкой в углу гаража, и спокойно себе лежащие день за днем в ожидании нужного сезона. Видите разницу? Без серьезных нагрузок даже облитая жидким азотом (около -200°C) резина после оттаивания не потеряет своих свойств ни на грамм. Это уже неоднократно проверялось любопытными гаражными «кулибинами».

Остается влажность. Вот это действительно серьезный враг. Но серьезный, а не страшный, каким его «малюют». Если резину много месяцев держать в пересушенном климате, она действительно испортится. Но пересушенный климат – это когда влажность ниже 30-40%. Такие условия можно найти в пустыне Сахара в Африке. Но никак не у нас. Что же касается повышенной влажности, то она вредна для резины тем, что ее поверхность начинают обживать плесень и грибок. Однако как-либо заметно «скушать» вашу резину за 3-4 месяца эти организмы не смогут.

В соответствии с ГОСТом оптимальная температура хранения покрышек находится в диапазоне от -30°C до +30°C. Если в вашем гараже или погребе холоднее или жарче – примите к сведению. Про показатели влажности в этом же документе ничего конкретного не сказано – помещение должно быть сухим. Насколько сухим – придется думать самостоятельно.

Свойства материала

Для начала разберёмся с материалом, из которого изготавливаются колёса для наших любимцев. Сегодня он называется полимерной композицией. Имеется в виду, что кроме полимера в состав резины входят и различные добавки: чистая сажа, сера, стабилизаторы, армирующие элементы.

Благодаря внедрению наполнителей колесо хорошо удерживает форму, обладает завидной прочностью. Молекулы каучука образуют длинные нити, из-за которых резина хорошо выдерживает деформации, не трескается и очень эластична. Однако хорошо работающее летом колесо приходится всё же менять на зиму.

Это связано прежде всего с изменением свойств полимера в зависимости от температуры. С её понижением летняя обувка теряет свою упругость и может даже трескаться. Качественного прилипания к дорожному покрытию не происходит и колёса разрушаются. Похожая ситуация возникает при неправильном хранении.

Вечных материалов не бывает и полимер со временем стареет. Длинные нити начинаются соединяться между собой и теряется эластичность. Неправильно хранение способствует ускоренному старению и преждевременному выходу из строя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий