Как оформлять книжный уголок в детском саду

Анализ книжного уголка в детском саду

При анализе обращают внимание на базовые моменты в его устройстве. Существующий шаблон предписывает следующие условия

Нормативы фгос требуют, чтобы любой воспитанник, даже самый маленький в группе, мог достать до заинтересовавшей его книги. Уголок должен быть эстетичным и опрятным по внешнему виду. Он должен находиться там, где нет игровой зоны. Книги должны соответствовать возрасту воспитанников. Они должны быть рассортированы по жанрам, по содержанию.

Уголок должен иметь какие-то украшения. Например, бумажные вывески, плакаты, надписи на стенах. Иметь какие-то яркие атрибуты. Дети должны регулярно посещать книжный уголок, заниматься здесь определённое время с воспитательницей, но не только чтением, а проведением здесь маленьких праздничных мероприятий, театральных детских представлений.

Книжный уголок с театральными элементами

Книжный уголок – важная часть в детском саду. Если он правильно оформлен, если воспитательница ведёт в своей группе нужную работу с детьми с любовью и прилежанием, то и воспитанники будут расти любознательными и умными. Только для этого нужно приложить старания и умения, соблюдая все правила, предписанные для дошкольных учреждений.

Анализ оформления и работы книжного уголка

Воспитатель осуществляет анализ оформления и функционирования книжного уголка с целью определения моментов, требующих корректировки или усовершенствования. Анализ проводится по следующим критериям:

  1. Грамотность расположения уголка: относительно других зон детской активности, окон, дверей.
  2. Удобство мебели: шкафов и полок для хранения книг, столов и парт, стульев и кресел.
  3. Наполнение уголка: соответствие печатных изданий возрасту воспитанников, разнообразие книг по темам и жанрам, разделение книг по содержанию, наличие игрового материала, альбомов для рассматривания.
  4. Эстетичность оформления: что украшает уголок, какие выставки устраивались и были ли они интересны детям.
  5. Посещаемость воспитанниками: как часто дети занимаются в уголке, к каким полкам и предметам был проявлен наибольший интерес.
  6. Формы работы уголка: какие образовательные формы проводились, в какой деятельности воспитанники были активны, что вызвало повышенную эмоциональную отдачу.

Книжный уголок, центр. Примеры оформления – Книжный уголок в средней группе

Публикация «Книжный уголок в средней…»
Наша группа участвовала в городском смотре – конкурсе книжных уголков среди дошкольных учреждений. По итогам конкурса мы заняли 1 место, чему мы очень рады. Детский книжный уголок — идеальное место, с помощью которого дети расширяют кругозор, познают окружающий мир, закрепляют…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Книжный уголок — элемент развивающей предметной среды в групповой комнате
«Уголок книги» – необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок…

Организация книжного уголка в разновозрастной группе детей 4–6 лет
Сотрудничество детей разновозрастной группы обладает огромным воспитательным потенциалом. Оно особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Я…

Книжный уголок в младшей группе
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему…

Книжный уголок, центр. Примеры оформления – Книжный уголок в группе для детей от 3 до 5 лет

Статья «Книжный уголок в группе для детей от 3 до 5…»
Книжный уголок играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. В уголке книги ребенок по своему желанию может самостоятельно выбрать книгу и спокойно познакомиться с ней, внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить…

Образовательная среда — центр книги в группе «Книга и я — вот гармония!»
Центр книги (подготовительная группа) “Книга и я – вот гармония!” Цель организации книжного уголка в детском саду — создание благоприятных условий для знакомства воспитанников с миром художественной литературы. Центр книги играет существенную роль в формировании у дошкольников…

2 апреля — День закладок на МAAM. Мастер-класс «Закладка — уголок для книг» для детей старшего дошкольного возраста
Мастер-класс «Закладка уголок для книг» для детей старшего дошкольного возраста в технике оригами. Задачи: – познакомить с конструированием закладки для книги из бумаги в технике «оригами»; – повысить интерес к конструированию из бумаги. Материалы и оборудование : квадраты из…

Книжный уголок. Книжка-малышка своими руками во второй младшей группе
“Наш книжный уголок. Книжка малышка своими руками”. Во второй младшей группе. Совместная работа с родителями и детьми. Задачи. Прививать детям интерес и любовь к книге. Учить бережному обращению с книгой ( не мять, не рвать, не рисовать в книге. Показать детям , что у каждой…

Книжный уголок, центр. Примеры оформления – перейти на главную страницу рубрики.

Страницы:
… 5 …

Как выбрать книги для книжного уголка

Есть несколько простых правил выбора книг для книжного уголка. Вот они:

  1. Книги должны быть разными: среди них могут быть книги разных жанров; книги, поднимающие разные темы. Среди книг должна быть как детская классика, так и самые современные издания; книги как отечественных, так и зарубежных авторов. Предоставьте ребенку хороший выбор, ведь именно чувство свободы выбора рождает интерес. 
  2. Не доверяйте возрастным маркировкам на обложках книг: они сообщают нам не возраст потенциального читателя, а показывают, с какого возраста, в соответствии с законом, ребенку можно заглядывать в эту книгу. На книге может стоять маркер 6+, но читать ее ребенок станет лишь после 9. Чтобы получить более полное представление о книге, читайте отзывы читателей и, самое главное… 
  3. …читайте эти книги сами! Так вы всегда будете знать, как интересно рассказать детям о книгах, о чем их спросить.  

Подбирая книги для книжного уголка, старайтесь избегать собственных оценочных суждений. Если книга не нравится вам, но вызывает интерес у детей, это повод оставить книгу в книжном уголке и организовать интересное обсуждение.  

Вот некоторые книги, которые украсят книжные уголки в разных возрастных группах.

Для младшей группы детского сада: 

  1. Эрик Карл «Очень голодная гусеница». 
  2. Кадзуо Ивамура «14 лесных мышей». 
  3. Жюли Бруан «Удивительная семья Запато». 
  4. Марианна Дюбюк «Лев и птичка».

Для средней группы детского сада:

  1. Морис Сендак «Там, где живут чудовища». 
  2. Марк Янссен «Ничего такого». 
  3. Свен Нурдквист «Петсон и Финдус» (серия книг). 
  4. Татьяна Ухова «Кузнечик».

Для старшей группы детского сада: 

  1. Марина Бородицкая «Бумажный зонтик». 
  2. Луиш Кармелу Коррейа «Мурочка». 
  3. Тоон Телеген «Не каждый умеет падать». 
  4. Марина Аромштам «Настоящий кораблик».

Для подготовительной группы детского сада:

  1. Тимо Парвела «Элла в первом классе». 
  2. Ирина Зартайская «Океаны между нами». 
  3. Евгений Клюев «Сказки на всякий случай». 
  4. Зденек Слабый «Три банана, или Петр на Сказочной планете». 

Книжный уголок, центр. Примеры оформления – Консультация для родителей «Важность «Уголков книги» в детских садах»

Публикация «Консультация для родителей «Важность «Уголков книги» в детских…»
Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волкперсонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный. Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют..

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактические игры в книжный уголок своими руками
Развитие детей через развивающую среду. Дидактические игры в книжный уголок своими руками. Выступление начинается с игры-разминки. Ведущий в роли воспитателя, слушатели в роли детей подготовительной группы. На столе разложены портреты Пушкина А.С, Сутеева В.Г, Маршака С.Я,…

Уголок книги в подготовительной группе
В последнее время значительно снизился интерес к книге. У нас, в некогда самой читающей стране, чтение перестает быть безусловной национальной ценностью. Книга постепенно уходит на второй план, чтение перестает быть процессом воспитания, требующим от ребенка большой работы ума и…

Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду»
Государственно бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1373» Группы, реализующие образовательную программу дошкольного образования Выступление на педагогическом совете по проблеме «Книжный уголок в детском саду детей дошкольного возраста» Тема выступления…

Книжный уголок, центр. Примеры оформления – План на центр «Книжная гостиная»

Статья «План на центр «Книжная…»
Организация совместной образовательной деятельности педагога с детьми в КП «Весёлый паровозик»,ОБЖ “Школа Аркадия Паравозова”и самостоятельной деятельности. Месяц ФЕВРАЛЬ Неделя 1-яСрок реализации: с 01.02.2021 по 05.02.2021 Возрастная группа: 2 младшая № 2Дата проведения:…

Предметно-развивающая среда. Центр книги и развития речи
Развитие активной речи является основной задачей развития детей. И поэтому в центре книги и развития речи подобраны дидактические игры на развитие речи ,много книг, разрезные картинки с героями сказок, разнообразие театров – пальчиковый , кукольный,теневой, маски героев сказок,…

Организация книжного уголка в подготовительной группе
Книжный уголок — неотъемлемая деталь любого детского сада. И особенно для подготовительной группе. Впрочем, одними только детскими садами все не ограничивается. Правильно организованный книжный уголок украсит любую детскую комнату, а также классный кабинет начальной школы. Он…

Оформление книжного уголка
Оформление развивающей среды в группе для детей очень важная особенность для привлечение и развития детей уже с самого раннего возраста. Вместе с детьми решили оформить наш книжный уголок! Нам для этого понадобились: широкие обои, краски, цветная бумага и яркая фантазия. Из…

Страницы:

Работа в книжном уголке детского сада

Функционирование книжного уголка направлено на приобщение детей к чтению художественной литературы. Дошкольники не умеют читать, но любят слушать и обсуждать. В книжном центре проводятся занятия, сочетающие различные виды детской деятельности: изучение наглядного материала, беседа, дидактические игры, просмотр презентации или видеоролика, прослушивание аудиосказки. Длительность занятия зависит от возраста воспитанников: в младших группах — 15 минут, в средней — 20, в старшей — 25, в подготовительной — 30.

Занятие заключается в прослушивании текста, обсуждения, рассматривания иллюстраций, игр и др

Примерно раз в месяц рекомендуется проводить тематические досуги в книжном уголке. Это мероприятия, посвящённые какой-либо теме или писателю («Стихотворения о животных», «Сказки Пушкина», «Зимние мотивы», «Стихи о маме»). Часто досуги в книжном уголке синтезируют несколько образовательных областей (интегрированные мероприятия): литературно-музыкальные вечера, театрализованные сказки, квесты на тему книг («Поможем Буратино», «Остров сокровищ»). Досуг сочетает познавательный элемент с развлечением, в младшей и средней группах длится 25–30 минут, в старшей и подготовительной — 45–50.

Досуг в книжном уголке может быть посвящён стихотворениям об осени русских поэтов, например

Воспитанников 5–7 лет привлекают к проектной деятельности в книжном уголке. Дети выбирают книги по теме, отмечают понравившиеся иллюстрации и эпизоды. Эмоциональный отклик на произведения художественной литературы находит воплощение в виде итоговой творческой работы — плаката, панно из пластилина или солёного теста, рисунков, книжек-самоделок.

Заключительный этап проекта, посвящённому восприятию сказки братьев Гримм, — показ спектакля

Основные виды деятельности в книжном уголке

  • Прослушивание литературных произведений;
  • познавательные и эвристические беседы;
  • изучение наглядного материала: выставок, иллюстраций, портретов, обложек;
  • игровая деятельность: дидактические игры, игры-драматизации;
  • трудовая деятельность: посильная помощь в уборке книжного уголка (протирание от пыли книжных полок и печатных изданий), ремонт книг и журналов;
  • самостоятельное изучение печатных изданий.

Большое внимание уделяется самостоятельной деятельности, воспитатель создаёт мотивацию к изучению книг, развитию интереса

Картотека заданий, упражнений и игр в книжном уголке

Задания
  • Придумать рассказ по картинке;
  • составить пересказ по мнемотаблице;
  • составление скороговорок, пословиц, загадок на основе прослушанного текста.
Игровые упражнения
  • Воссоздать сюжет сказки/рассказа при помощи игрушек;
  • «Угадай сказку по трём словам»;
  • придумывание рифмующихся слов;
  • поиск на страницах книги все изображения животных/растений/людей/волшебных предметов;
  • передать при помощи интонации настроение персонажа;
  • мимикой показать эмоции героев.
Двигательные упражнения
  • «Зайка прыгал» (после прослушивания сказки «Лиса и заяц»);
  • «Строим теремок»;
  • «В Лукоморье на прогулку приглашаю вас пройти…»;
  • двигательно-речевой тренинг «Колобок»;
  • пальчиковая гимнастика «Репку мы сажали»;
  • логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением.
Дидактические игры
  • Пиктограммы: расположить фишки с изображением героев вокруг эмблемы с сюжетом той сказки, к которой они относятся и др.;
  • на внимательность: «Найди лишнего персонажа», «Кого не хватает»;
  • литературное лото, домино;
  • «Раздай героям их волшебные предметы»;
  • «Найди пару», «Чья это тень?».
Игры-драматизации
  • Театрализованные пальчиковые игры для младших дошкольников;
  • инсценировка эпизода произведения при помощи кукольного театра;
  • Игры-имитации образов литературных персонажей;
  • игра в теневом театре с набором бумажных фигур по сюжетам сказок;
  • дети распределяют роли персонажей сказки, надевают изображающие их маски или шапочки, воспитатель читает текст, а дети показывают действия героев;
  • ролевые диалоги;
  • инсценировки малых жанров УНТ (пословиц, поговорок);
  • импровизации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий