Сможет каждый
Для большинства людей виртуозная игра на пианино навсегда остается мечтой, ведь в музыкальной школе учиться не хотелось, а освоить инструмент самостоятельно не так уж и просто. Тем не менее, не нужно быть выпускником консерватории, чтобы порадовать друзей и близких веселой мелодией вроде собачьего вальса.
Разучить произведение может человек любого возраста и профессии, независимо от наличия музыкального слуха или таланта. Даже если вы впервые сели за фортепиано, будьте уверены, что через какие-то полчаса вы будете с легкостью стучать пальцами по клавишам, погружая окружающих в безудержное веселье.
Именно с собачьего вальса нередко возникает страсть к фортепианной музыке. Ведь это настоящая магия, когда человеку, даже не знающему названия нот, удается извлечь из молчаливых клавиш очень веселую, хоть и незатейливую, мелодию.
Для бывалых пианистов
Люди владеющие навыками игры на музыкальных инструментах, конечно же, знают, как играть собачий вальс на пианино. Ноты значительно облегчают процесс изучения мелодии. Эти, на первый взгляд, непонятные точечки, палочки, флажки и крючки, на самом деле, с точностью описывают алгоритм игры.
Не стоит пугаться сложной комбинации знаков, ведь она подробно рассказывает, как научится играть на пианино собачий вальс. Стоит лишь выучить расположение нот, а также уяснить некоторые тонкости:
- верхняя строка для правой, а нижняя для левой руки;
- ноты, расположенные непосредственно друг под другом, нужно играть одновременно;
- значки бемоля и диеза, соответственно, понижают и повышают тот или иной звук на полтона.
Вот и вся наука об игре собачьего вальса. Как быстро вы ее освоите, зависит только от вашего желания и усидчивости. Музыка, как и любое другое искусство, не терпит спешки. Поэтому нужно запастись терпением, и собачий вальс непременно станет вашим коньком.
Несколько интересных фактов
Парадоксом является то, что “собачий вальс” абсолютно не является вальсом как таковым, так как имеет двухдольный размер, а вальс, как известно, изложен в трехдольном. По стилистическим особенностям он ближе к польке (чешскому танцу) и галопу (танец, популярный в Европе в 19 в.) . Есть также и трехдольный “вальс”, однако, он не получил широкого распространения.
Оказывается, что данную “игривую” мелодию хорошо знают под разными названиями, любят и активно исполняют в очень многих странах мира.
Смешные именования пьесы у разных народов
Наверняка эти названия вас позабавят:
- “Блошиный вальс”;
- “Кошачья полька”;
- “Кошачий марш”;
- “Я наступил на кошку”;
- “Кошачий танец”;
- “Ослиный марш”;
- “Маленькие обезьянки”;
- “Полька дураков”;
- “Шоколадница”;
- “Котлеты”;
- “Котлетный вальс”;
- “Калле Йоххансон”.
В общем, названия музыки соответствуют ее шуточному характеру.
Также есть и другие названия произведения, все их собрала воедино и изучила Хироми Окетани – музыковед из Японии.
Загадочная и интересная история возникновения музыки
На самом деле автор этого произведения остается неизвестным, однако, в силу распространенности собачьей “польки”, складывается много историй и разнообразных версий, рассказывающих о том как возникла данная музыка, вот пару из них:
- Самой распространенной является версия об авторстве Шопена, это заблуждение сложилось оттого, что у Фредерика Шопена также есть произведение, которое он сам назвал “Вальс маленькой собачки” – это шуточное музыка написана под впечатлением от собачки самой Жорж Санд, Маркиза. Однако, там совершенно другая мелодия.
- Еще одна известная версия авторства, которую доказывал музыковед Эрик Бауман – Фердинанд Ло, но как выяснилось – это была шутка Баумана, и Ло оказался вымышленным персонажем.
Как играть “Собачий вальс” на пианино?
Не глядя в ноты, его на пианино может сыграть любой, начиная с детей 7- 8 летнего возраста, нажимать придется почти только черные клавиши.
Как найти нужные клавиши на фортепиано не зная нот:
- Необходимо найти первую октаву. Все черные клавиши на пианино группируются поочередно по две и три, итого в каждой октаве – пять темных клавиш. Первая с левого края фортепиано – это последняя клавиша субконтр октавы, последующие 5 – контр октава, далее расположены еще по пять клавиш большой и малой октав, а после – необходимая первая.
- Первой играется (черная) клавиша, расположенная восемнадцатой с левого края пианино.
- Далее, для удобства следует найти все ноты, которые нужно сыграть и пронумеровать их (считая с левого края клавиатуры фортепиано): 19-я, 18-я, 17-я,16-я,14-я, 13-я, 12-я.
- Также нужно будет использовать и пару белых клавиш: справа от 16-й и слева от 19-й
- Теперь нужно нажать на клавиши в нужном порядке:
- 18-17-14-19/16-19/16 (две одновременно), и еще раз: 18-17-14-19/16-19/16.
- Дальше немного по-другому:18-17-14-19/16-13-19/16-12-нажать на две белые клавиши, которые расположены справа от 16-й и слева от 19-й два раза подряд.
- После чего: 18-17-12-белые-18-17-12-белые-18-17-12 -белые-13-белые-14-16/19-16/19.
- Окончание вальса: 14-16/19-13-16/19-12-белые клавиши (два раза),12-белые-13-белые-14-16/19 – повторяется неизменно два раза.
- Ритмический рисунок нужно запомнить на слух.
Ноты
Для начинающих ноты знаменитого “вальса” для фортепиано покажутся не такими уж и простыми, дело в том, что они написаны в тональности Ges-dur, или “соль-бемоль мажор”, которая имеет шесть бемолей. Для бывалого пианиста – это проще простого, а вот новичку с этими бемолями придется повозиться.
Начинающему музыканту намного легче будет запомнить ноты данной мелодии через визуальное восприятие, то есть чтобы кто-то показал как это делается.
Также есть ноты пьески в энгармонически равной диезной тональности Fis-dur, или “фа-диез мажор”.
Энгармонически равные – разные на бумаге, но одинаковые на клавиатуре, например: соль диез – ля бемоль, си бемоль-ля диез и т. д.
Суть в том, что некоторым музыкантам удобнее играть в диезных тональностях, а некоторым – в бемольных.
Тема мелодии в искусстве
Несмотря на простоту и некую примитивность данной музыки, она все же имеет свои плюсы и достоинства, оцененные временем и многими людьми. Это в первую очередь игривость и шуточный характер мелодии, очень гармонично и естественно льющиеся из каждой ноты, во-вторых – ее очень легко играть, и в третьих – она очень быстро запоминается.
Именно поэтому, данную музыкальную тему использовали разные представители искусства в своих работах, например: в “Поэме одиночества” Леонида Андреева, в документальном фильме о разных слоях общества Андрея Картавцева, а также в некоторых мультсериалах, кукольных театрах и т. д.
Музыка во все времена радовала и отвлекала людей от обыденности, но не все имеют возможность профессионально заниматься на каком-то инструменте. Такие мелодии, как “Собачий вальс”, дают возможность в любом возрасте, не умея играть, почувствовать и себя пианистом и порадоваться незатейливой и веселой мелодии в собственном исполнении.