Обряды, ритуалы, заговоры на Введение
Народ верил, что этот день особенный, поэтому проводилось много обрядов на любовь, на здоровье, на удачу и на повышение благосостояния.
Чтобы на следующий год урожай был обильным, нужно 4 декабря поле «покормить». Собрать со стола после обеда остатки кушаний и отнести поле и там оставить в нескольких местах.
Молодые незамужние девушки, мечтающие выйти замуж, могли в этот день вымолить себе жениха. Перед тем, как улечься спать, нужно было прочитать трижды заговор:
«Матушка Богородица! Ты в храм шла, тебя твоя матушка за руку вела, так и ты меня приведи к суженому моему. Аминь»
Нужно перекрестить трижды подушку и лечь спать. Если все сделано правильно, то во сне девушке явится образ суженого.
Есть и еще один ритуал для незамужних девушек. Девушка должна была в этот праздник напоить парня, который ей нравится, святой водой. Считалось,что если молодой человек выпьет водицу из рук девушки, то обязательно ее полюбит и позовет замуж.
Женщины, уже состоявшие в браке, могли провести обряд на любовь и верность супруга.
Для этого нужно было найти место, где три потока сливаются в один. Этой воды нужно набрать и принести в дом, но всю дорогу туда и обратно необходимо молчать и ни с кем не разговаривать. Дома нужно взять два полена и зажечь их, а воду лить медленно между этих огней. Собранную воду нужно добавлять в пищу и питье мужу понемногу.
Издавна считалось, что в этот праздник по домам ходит Веденица, которая обладает чудодейственными возможностями. Она могла принимать облик как человека, так и любого животного, а еще она могла награждать хозяек за усердную работу. Поэтому все рачительные хозяйки обязательно чисто убирали свой дом, пекли пироги и красиво накрывали на стол, чтобы угодить Веденице.
Многие в этот день хотели узнать, что их ждет в будущем. Для этого также существовало специальное гадание. Нужно было отрезать небольшую веточку с березы и поставить ее в стакан с водой около иконы Богородицы. Если к Рождеству веточка зацветет, то человеку весь год будет везти, его ожидает много подарков судьбы. Если же вода протухнет, то следует ждать много бед и неприятностей.
Дети, пришедшие в этот мир 4 декабря, считались баловнями судьбы, удачливыми и счастливыми. Им в качестве талисмана дарили алмаз.
Введение во храм Пресвятой Богородицы 2022: история праздника
Церковное предание гласит, что Дева Мария родилась у праведных Иоакима и Анны, которым долгое время не удавалось продолжить род. Супруги не отчаивались, проводя немало времени за чтением молитв о пополнении в семье. В какой-то момент они решили дать обет: если у них появится дитя, оно будет служить Господу. Мольбы были услышаны: у избранников родилась долгожданная дочь Мария.
Когда девочке исполнилось три года, Иоаким и Анна отправились из Назарета в Иерусалим, чтобы исполнить свое обещание.
По преданию, попасть в Иерусалимский храм можно было, преодолев 15 высоких ступеней. Мария без помощи взрослых смогла взобраться на крыльцо. С того момента она стала жить и служить при храме. Там она пробыла вплоть до появления в жизни Девы Марии хранителя — им оказался праведный Иосиф, с которым девушка обручилась. Вместе они вернулись в Назарет.
Праздник в западной традиции
Латинская богослужебная практика
Введения во храм Пресвятой Богородицы обнаруживает
чрезвычайно тесную связь с восточно-христианской
традицией.
Так, в Южной Италии, где проживало
множество православных греков, праздник отмечался с IX
века. Норманны, захватившие эти земли в XI столетии,
перенесли его в Англию.
Однако широкое бытование праздник
получил только во второй половине XIV столетия, когда
французский дворянин-крестоносец Филипп де Мезьер (†
1405), канцлер титулярного короля Иерусалима Петра I
Лузиньяна, обратился к Римскому папе Григорию XI с
предложением по примеру греков официально установить
празднование Введения в Католической Церкви.
Благословение было получено, но служба наделялась
вотивным статусом, то есть совершалась по желанию или по
обету.
В течение XV века много усилий по
распространению праздника во французских землях приложил
король Карл V, повелевший совершать службу Введения в
своей придворной часовне в Париже. В 1472 году папа
Сикст IV (1471–1484) включил службу Введения в
Бревиарий, впрочем, со знакомой оговоркой: как праздник
по желанию для некоторых мест. Впоследствии папа Пий V
(1566–1572) вовсе исключил праздничное последование. Но
уже папа Сикст V в 1585 году сделал праздник Введения
обязательным для Римско-Католической Церкви. Надо
сказать, что к этому времени на Западе насчитывалось
семь разных служб праздника.
В настоящее время служба Введения,
формуляр которой заимствован по большей части из общей
службы Богородице, совершается в Католической Церкви без
особой торжественности [].
На обоих вечернях на “Величит душа моя”
положен антифон “Блаженная Богородительница Мария, Дева
всегдашняя, храм Господень, святилище Духа Святаго, Ты
одна угодна была Господу нашему Иисусу Христу,
аллилуийа”. На вечерне и литургии предписана молитва:
“Боже, Который восхотел, чтобы блаженная Мария
Приснодева, Духа Святаго обиталище, в сегодняшний день
была представлена в храм, подай, просим, чтобы Ея
ходатайством мы сподобились предстать в храме славы
Твоей, чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего,
Который с Тобою живет и царствует в единстве Духа
Святаго Бог”. На вечерне бывает антифон и молитва
святого 20 ноября (Филиппа Валуа).
На второй ноктурне следуют три чтения (о
рождении и воспитании Пресвятой Девы) из книги святого
Иоанна Дамаскина “О вере православной”.
На второй вечерне идет респонсорий:
“Сподоби меня хвалить Тебя, Дево освященная, дай мне
мужество против врагов моих”.
При обращении к литургии можно найти
вводное (introitus): “Радуйся, святая Родительница,
Родильница, родившая Царя, Который царствует над небом и
землею во веки веков”, а также “Отрыгну сердце мое” (Пс.
44: 2).
Чтения таковы: Сир. 24: 10–13 и Лк. 11:
27, 28. В качестве прокимна (graduale) кодифицируется
“Благословенна и почитаема Ты, Которая без нарушения
целомудрия оказалась Девой Богородительницей, Кого не
вмещает вселенная, в Твое заключился чрево, став
Человеком”.
Кроме того, установлены аллилуийа “По
рождестве Девою непорочною пребыла, Богородительница,
ходатайствуй за нас”; оffertorium (стих на принесение
даров) “Радуйся, Mapия благодатная”, тайная молитва
(secreta): “Твоим, Господи, умилостивлением и блаженной
Марии Приснодевы ходатайством да послужит нам это
приношением к постоянному и настоящему благоденствию и
миру, чрез Господа”.
Причастен (communio) таков: “Блаженно
чрево Марии Девы, носившее Сына вечнаго Отца”, а по
причащении (postcoramunio): “Восприняв, Господи, на Себя
дело нашего спасения, дай, просим, чтобы мы всюду
покрываемы были защитою блаженной Марии Приснодевы, в
честь Которой приносим это Твоему величию, чрез
Господа”.
Что Церковь вспоминает?
Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.
И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.
С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.
Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.
Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.
Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.
С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.
Что можно и что нельзя делать на праздник
Праздник лучше посвятить семье, близким, молитве и всему духовному, можно сходить в гости, но не устраивать пышных празднеств.
Верующие обязательно должны посетить Богослужение. Сходите в церковь, поставьте свечку Деве Марии, помолитесь с чистой душой. В этот день также можно исповедаться и причаститься. Хорошим делом будет дать милостыню или просто помочь нуждающимся.
Поскольку праздник попадает на Рождественский пост, нельзя не только принимать в пищу скоромные блюда, но и совершать те деяния, которые церковь не осуществляет во время поста, например, венчаться. Если у вас есть несрочная работа, например, рукоделие или уборка, обязательно сделайте это в другой день. Крестить ребенка в этот день не запрещено.
Что можно и нельзя есть на праздник
Поскольку праздник отмечают во время Рождественского поста, в питании придерживаются постного меню. На вашем столе могут быть различные овощи и фрукты, каши, приправленные растительным маслом, бобовые, грибы, постный хлеб. В этот день церковь также дает разрешение добавить в рацион рыбные блюда и немного вина. Скоромную пищу, мясо, яйца и молочные продукты вкушать запрещено.
Приметы, обычаи, гадание
В старину твердо верили в приметы, особенно в этот день. Введение называли «воротами зимы». Люди замечали, если снежок выпадет до праздника, то он пролежит недолго, быстро растает. А вот если после 4 декабря, то уже будет лежать до весны.
Наблюдали за погодой:
Если в этот день очень морозно, то зима будет суровой, а лето жарким. Верно было то, что после этого дня тепла – не жди. Ясная погода — к хорошему урожаю хлеба
Пасмурный и теплый день к теплой зиме, но неважному урожаю зерновых. Много сугробов – к урожаю земляники
Мороз 4 декабря предвещает холодные дни на Рождество. Если колокольный звон глухой – пойдет снег.
В далекую старину хозяин дома выходил на улицу с поклонами, чтобы приветствовать братьев-Морозов. У Морозов он просил здоровья всей семье, в их честь топили печи как можно горячее.
Большое значение придавали именам. В этот день мальчиков больше всего называли Владимиром, Николаем, Павлом, Алексеем, девочек — Адой. Но и в старину не все придерживались святцев из-за суеверия.
Традиции
Возвращаются старинные обычаи – писать письма Деду Морозу. Необязательно его отправлять. Просто напишите письмо со своим желанием, сожгите его 4 декабря, отправив во Вселенную свою просьбу.
Так как в старину повсюду разворачивались ярмарки, то считалось хорошей приметой купить себе или домочадцам зимнюю одежду. Особым спросом пользовались сани. Сегодня сани не покупают, а вот шапку или перчатки можно купить. Любая зимняя вещь будет защищать от трудностей, приносить удачу.
На Введение пекли пироги и приглашали гостей, чтобы привлечь удачу и богатство. Выходили на улицу кататься на санях. Сегодня катаются на коньках и лыжах.
Гадания
Введенские гадания у незамужних девушек пользовались особой популярностью. В Ночь с 4 на 5 декабря старались увидеть вещие сны о своем суженом. Перед сном произносили такие слова:
Клали под подушку замок с ключом, просили суженого прийти и открыть замочек.
Уважаемые друзья, 4 декабря православный праздник необходимо отмечать так, как было принято в старину, чтобы сохранить древние традиции и передать своим детям.
Статья была полезной?
Дайте нам знать, понравился ли вам этот пост. Это единственный способ, которым поможет нам совершенствоваться.
Да Нет
Традиции и обряды
Главной и основной традицией праздника, является праздничное церковное богослужение. Проводится оно всегда рано утром. Церковнослужители одеваются в голубые одежды. А само служение сопровождается тематическими песнопениями. В этот праздник устраиваются различные ярмарки шумные и веселые гулянья. По традиции положено накрывать большой стол, с множеством еды. Самое главное, чтобы были вареники с ягодой или картофелем. Внутрь кладется монетка, кому попадет, тот и будет весь год в богатстве и достатке жить.
Самым известным обрядом считалось катание молодой семьи на санях, с песнями и плясками. Считалось, что именно в этот день, в праздник Введения Богородицы, молодых благословляют свыше. Для того чтобы зима не нанесла вред хозяйству и семье глава дома должен был поприветствовать ее. В доме топили печь и подметали порог, но не наружу, а, наоборот, в дом. Молодые девушки, ложась спать накануне празднества, произносили слова: «Святое Введенье, веди меня, где жить». По окончании обряда должен был присниться дом жениха. Еще одним интересным обрядом было окуривание жилого помещения сбором трав, после этого дом считался готовым к зиме и благословлённым.
Обряды, ритуалы, традиции в Введенье
Традиционно в день празднования Введения повсюду начинают свою работу ярмарки, где можно купить обновку, полакомиться выпечкой, и, конечно, повеселиться. Однако главное, чему радовались мужчины, что в этот день можно купить отличные сани на зиму, которые тут же и опробовать. Ведь 4 декабря всегда устраивались катания на санях. Чаще всего в них катали молодоженов.
Для этого мероприятия должна была быть в сборе вся семья. Первоначально все вкусно ели за щедрым столом, затем, где-то в середине обеда, в путь отправлялись молодые, позже за нами ехали все остальные. По возвращению молодожены ехали в дом свекров, где их встречали пышным застольем. Главным угощением стола были булки и баранки, а также вареники с разными ягодами и фруктами. Невестка кланялась до земли матери мужа – это был знак благодарности, что ее приняли в его доме.
Чтобы холод в следующем году не уложил с болезнью в постель, хозяин дома 4 декабря должен был поприветствовать братьев Морозов: он топил так печь, чтобы в доме было очень жарко.
Девушки в Введенье тайно освящали воду в храме и давали ее выпить понравившемуся молодому человеку. Считалось, что эта вода приворотная, а благодаря ей, парень обязательно влюбится в ту, которая даст ему непростую водицу.
Существовало поверье, что 4 декабря нечисть становится сильнее, поэтому может принести вред, как людям, так и животным. Для защиты от нее нужно начертить на дверях домов и хлевов кресты, а также обмазать их растолченным чесноком. Двор посыпать маковыми зернами, после обкурить зельем. Чтобы скот мог противостоять влиянию нечистой силы, животных обязательно сытно кормили.
Праздник Введение в храм Пресвятой Богородицы имеет еще одно название – Видение, так как в этот день умершие могли встретиться со своим телом. Поэтому родственники несли на могилы украшения: на женские – бусы или платки, на мужские – пояса или расчески.
Обряды и заговоры на Введение во храм Богородицы часто были связаны с торговлей и деньгами. Но прежде чем их проводить, необходимо в течение трех дней держать строгий пост.
Денежный ритуал в праздник Введения Взять бумажную купюру, достоинством кратную пяти, разменять ее на монеты, которые за три дня до праздника спрятать за икону. 4 декабря вынуть их и положить на стол, на котором стоит иконка с изображением Девы Марии. Зажечь церковную свечу и сказать, глядя на нее, такие слова: «Матерь Божия в храм вошла, ничего не боялась. Так и мои дела будут делаться-твориться, денюжка к денюжке крепиться. Ничего не боюсь, Божией силой заручусь». Деньги собрать в жменю и поднести к пламени. После необходимо их убрать в белый холщовый мешочек, который зашить и положить рядом с другими деньгами или в месте торговли.
Обряд в праздник Введенья, чтобы увидеть будущего мужа Девушка в ночь с 3 на 4 декабря должна лечь спать в новой ночной рубахе, распустив волосы и умывшись родниковой водой. Перед засыпанием она должна трижды сказать такие слова: «Пресвятая Богородица, я причесалась, в воде непростой умылась и в красивую одежду нарядилась, чтобы ты мне помогла, жениха моего в сон привела»
Важно ни с кем не разговаривать после произнесения этих слов. Утром нужно вспомнить свое сновидение, ведь в нем Божья Матерь показывала любимого
Никому не рассказывать об увиденном. Если сон не запомнился, значит, не время сейчас думать о женихах – есть дела и поважнее.
Обряд в праздник Введенья 4 декабря, чтобы быть здоровым Нужно взять ветки вербы, березы и осины. Принести их домой, поставить в воду и пусть стоят неделю до наступления праздника в воде. Утром 4 декабря их заварить в родниковой кипяченой воде и влить отвар в ванну, в которую сесть со словами: «Дева Мария, как ты никогда не болела, так пусть и я никогда не буду болеть. Как ты была крепка и сильна, так и во мне будет крепкий дух и сила могущая. Аминь. Аминь. Аминь». Посидеть в воде минут 10-15, затем обтереться белой простыней и прочитать «Отче наш» три раза.
Событие празднования
О земном бытие Богородицы начертано в церковных Преданиях. В Священных текстах ничего не говорится о появлении на свет, детстве и юности Пречистой Девы. О событии Вхождения в собор верующие знают из поздних религиозных текстов. К таким рукописям относят начертанную во второй половине II столетия греческую книгу «Протоевангелие Иакова», а также «Евангелие псевдо-Матфея» на латинском языке, созданное в IX в.
Родителей Пречистой Марии звали Иоакимом и Анной, они долгое время были бесплодными, но продолжительно, усердно и смиренно просили Господа о даровании ребенка. Каждое их прошение подтверждалось обетом: супруги обещали посвятить ребенка Всевышнему. Творец услышал молитвы, и в семье Иоакима и Анны родилась Дева Мария.
Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии
Чтобы исполнить данное Богу обещание, супруги повели свою трехлетнюю дочь в Иерусалимский храм. Шествие продолжалось три дня с перерывами на отдых. Семью сопровождали родственники и девушки, держащие освященные лампады.
В храме Деву Марию встретил благочестивый первосвященник по имени Захария. Он был обязан ввести её в помещение, которое называется Святая святых. Первосвященникам разрешалось посещать эту таинственную комнату только раз в году, и после принесения особенной жертвы. Святая святых в этот период была реставрирована после долгого вавилонского плена. Здесь было пусто, на месте Ковчега Завета, пропавшего неизвестным образом, находилась только каменная плита.
Происходит чудеснейшее событие, символизирующее замену Ковчега Завета на Пречистую Деву, которой суждено стать вместилищем Спаса, новым Киотом. Приближалось время Рождества Христова. Об этом говорят священнослужители на этом празднике. Весь христианский мир предвосхищает появление Мессии.
Вручив своего ребенка Господу, родители возвратились домой, а маленькая Мария осталась в соборе, чтобы воспитываться в строжайшей добродетели. Здесь она впитывала учения от благочестивых монахинь, усердно молила Господа о милосердии, прилежно изучала Священное Писание, а также занималась рукоделием.
О времени её юности известно только Всемогущему Творцу и Архангелу Гавриилу, который явился неизменным заступником и хранителем Пречистой. Предания гласят, что к Деве Марии часто приходил небесный посланник и приносил освященную пищу. Вскормленная в храме, она вскоре родит «хлеб жизни» (Сына Божьего) для всего христианского мира.
Явление Святого Архангела Гавриила к Деве Марии
Мария сказала первосвященникам, что будет хранить девственность перед Господом, когда те подняли вопрос о браке. Церковнослужители приняли решение отдать Пречистую Деву под покровительство благочестивого мужа, так как её родители уже покинули свои тела. В результате жребия обручником Марии стал престарелый плотник по имени Иосиф, происходивший из рода Давидова.
Важно! Полноценное богословское толкование Праздника Вхождения в Храм дается в «Слове» святителя Григория Паламы. Здесь преподобный отец излагает собственное мнение о выборе Господом Марии на роль Богородицы, рассказывает историю торжества, а также объясняет основные причины божественного вхождения Девы в церковь
Что нужно делать в праздничный день
Что можно делать, а что нельзя делать в этот день должен знать каждый православный.
- В этот день надо посетить церковную службу.
- Молиться Пресвятой Богородице в храме или дома.
- Делать добрые дела.
Если вы не можете посетить церковь, то зажгите дома свечи, прочитайте молитвы возле иконы Девы Марии.
Что нельзя делать: вкушать скоромную пищу. Но разрешается выпить немного вина и приготовить рыбное блюдо. Нельзя злиться на погоду, какая бы она не была.
Можно ли работать? Работу следует выполнять в другой день. Не надо убираться по дому, мыть, стирать, работать в саду. Отложите вязание, вышивание, шитье до следующего раза. Лучше посвятите этот день молитве и посещению службы. А потом можно сходить в гости или пригласить гостей в свой дом.
Если имелись проблемы в личной жизни, то люди приносили домой святую воду, которую в каждом храме освящали 4 декабря. Верили, что в ней заключена приворотная сила. Ее просто добавляли в пищу или чай своего избранника. Она «привораживала» безо всяких заговоров, а своей волшебной силой.
Храмы
Во имя матери Господа Бога построены сотни храмов и церквей. Некоторые из них были разрушены, а затем вновь воссозданы.
Палестина
На Святой земле выстроен храм Введения Богородицы. На территории храма, которым владеют Иерусалимский патриархат и армянская церковь, находится гробница Богородицы. Земная жизнь со времени рождения Иисуса Христа и до самой кончины Девы Марии покрыта тайной. Согласно апокрифам, она скончалась в Иерусалиме, на горе западного холма старого города.
Появление информации о гробнице приходится на начало VI века. Это период, когда данные о гробнице Богородицы впервые упоминаются церковными историками. Над гробницей была построена круглая церковь, получившая сильные разрушения через несколько веков после заложения.
На протяжении времени существования храм находился во владении разных религиозных представительств. Теперь им владеет иерусалимская церковь. Разрешено проведение богослужений на территории храма представителям сирийской и коптской церквей.
Кирилло-Белозерский монастырь
Уникальный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря включает 12 церквей, одна из которых является церковью Введения Марии во храм. Она была построена на рубеже XV и XVI веков. Одновременно возведена трапезная палата, составляющая с церковью единый архитектурный комплекс. Кирилло-Белозерский монастырь является центром духовной жизни севера России.
Спассо-Прилуцкий монастырь
Монастырь основан в XIV веке. Церковь Введения – одна из центральных зданий ансамбля. Церковь построена не позднее XVII века. Она была несколько раз отреставрирована из-за сильнейших разрушений во время Великой Отечественной войны.
Сергиев Посад
Церковь была выстроена в XVI веке, на средства местного боярина. Была отреставрирована после разрушений, является частью архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Известно, что церковь введения Сергиева Посада не используется для ежедневных богослужений.
В Серпухове
Здесь построен Введенский владычный монастырь. Стены были возведены не позднее XVI века. На протяжении существования монастырь неоднократно разрушался, был отреставрирован. Основой для создания макетов, по которым был построен монастырь, согласно легенде, стало явление Божией Матери святителю Алексию. Введенский монастырь состоит из нескольких храмов.
В Астрахани
Астраханский храм Введения Пресвятой Богородицы относится к владениям Иоанно-Предтеченского монастыря. Построен по одному и тому же плану, что и храм Иоанна Златоуста.
В ожидании Рождества
На праздничном богослужении на Введение становится вдруг ясно, как близко Рождество. В это время ожидания с детьми начинают говорить о скором Рождении Младенца Иисуса. Что делают, когда ждут ребенка? Готовят приданое, мечтают поскорей его увидеть, бояться что-то сделать неправильно. Рождество Христово ждут точно так же. Приданое для Господа — выученные детьми колядки, тропарь и кондак Рождества.
Хорошо в этот период читать на ночь святочные рассказы и сказки, истории об обездоленных людях со счастливым концом. Детям нравятся воспоминания Шмелева, рассказы Никифорова-Волгина, повести Диккенса. Прекрасные рассказы о рождестве есть у Куприна — “Бедный принц”, “Чудесный доктор”, “Тапер”. Все это приготовит детскую душу к встрече Богомладенца. Чтобы не огорчить Иисуса, дети стремятся вести себя хорошо, учатся контролировать свои поступки. В этот благодатный период в детской душе крепнет вера. Взрослый человек не единожды впоследствии возвратится мыслями в те памятные дни рождественского поста.
Иконография праздника
Нетривиальность событийной фиксации
праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также
его позднее установление не могли не сказаться на его
иконографии. Отличительной чертой является здесь то, что
изображение Введения во храм Пресвятой Богородицы
впервые отмечено в житии Богоматери Богородицы. В
монументальных же росписях данный сюжет встречается
только с IX века.
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Охрид (Македония), XIV век
При том принципы расположения образов в
системе храмовой росписи, их соотношение с другими
Богородичными сценами и композициями земной жизни Христа
достаточно строго соответствуют основным темам
песнопений службы праздника. И важнейшим для
изобразительного ряда, без сомнения, становится символ
одушевленного храма – Богородицы, вместившей
невместимого Бога. Композиция представляет собой
процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на
тонких колонках, находящегося внутри невысокой ограды. В
открытых (иногда затворенных) дверях ограды, которые
напоминают царские врата, распахнутые или закрытые,
навстречу Богородице склоняется первосвященник Захария;
за ним виден церковный престол.
В росписях IX–XIII столетий во главе
процессии вслед за Богородицей изображаются Ее родители,
которые вручают Ее священнику как дар, обещанный Богу, а
за Иоакимом и Анной расположены девы, держащие в руках
горящие свечи. Такая архитектоника отсылает к теме
прославления Богородицы как чистой жертвы Богу, которая
понимается в качестве приготовления, прообраза той
жертвы, которую принесет Сам Господь.
Не случайно в системе храмовой росписи
нередко сопоставляются композиции “Введение во храм” и
“Сретение Господне” (церковь Спаса на Нередице близ
Новгорода, 1199; церковь святителя Николая на острове
Липно, 1299). Существуют и более масштабные ряды, куда
присовокупляются еще “Рождество Богородицы” и “Рождество
Христово”: церковь святого Пантелеимона в Нерези (1164,
Македония); церковь преподобного Ахиллия, епископа
Ларисы, в Арилье (1296, Сербия); собор Рождества
Богородицы в Снетогорском монастыре (1313) и др. [].
В палеологовскую эпоху в иконографии
Введения акцент смещается в сторону евхаристического
понимания события. Иоаким и Анна изображаются
замыкающими шествие (например, Кралева церковь в
монастыре Студеница), девы со свечами окружают
Богоматерь, Которая тоже иногда выступает со свечой в
руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени
Святого Святых, слетающим к Ней с небес ангелом
евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером
хлебца и четким изображением на нем креста (ср. храмы
Хиландара). Данная тема также черпается из праздничной
гимнографии. См., например: “Небесным воспитана, Дево,
хлебом верно в храме Господни, родила еси миру жизни
хлеб, Слово” (3-я стихира на хвалитех, глас 1-й).
Распространено и изображение
ветхозаветного Святого Святых как алтаря новозаветного
храма, над престолом которого представлена сидящая на
ступенях Богородица; к Ней слетает ангел с кадилом в
руке (алтарный свод Успенского собора Московского
Кремля, 1642–1643).
Иногда панорама выстраивается таким
образом, что группа дев со свечами оказывается
отделенной от остальной части композиции. Здесь весьма
экспрессивна поза Марии, восходящей на ступень храма.
Данный мотив соответствует рассказу Протоевангелия о
том, что, к удивлению присутствующих, Богородица
самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней
Иерусалимского храма (см. церковь Успения на Волотовом
поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в.).
Следовательно, как отдельное событие,
литургически вспоминаемое и празднуемое Церковью,
Введение во храм Богородицы изображается на миниатюрах,
на иконах (в составе праздничного ряда иконостаса), а
также в монументальных росписях, где композиция
представлена в качестве самостоятельного сюжета.
Георгий Битбунов
Православие.Ru – 01.12.2009.
История праздника введения во храм
Родители Марии – Анна и Иоаким стали родителями в довольно позднем возрасте. Долгое время не получилось им родить дитя. Когда же на свет появилась Мария (Богоматерь), они твёрдо знали, что обязаны за это христианскому богу, и что по судьбе девочке отправиться в церковь, чтобы стать там послушной воспитанницей.
Произошло это 4 декабря (по новому стилю), привели они свою единственную дочь в храм, и оставили жить при нем, осознавая, что судьба ее отныне принадлежит Богу, а не им. Это судьбоносное время несет свою энергию и сегодня. День дает возможность внести корректировки в судьбу, направить жизнь в новое русло. Праздник отмечает Русская, Украинская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская церкви.