Какие упражнения можно делать в домашних условиях
Самым действенным способом является артикуляционная гимнастика, которую можно практиковать дома. Принято считать, что ребенок в два года знает около ста слов, и теперь вы можете скрасить ваш досуг с ребенком играми по развитию речи. Это набор несложных, но интересных упражнений, которые помогут в становлении правильного произношения.
«Вкусности» — облизывать открытые губы по часовой стрелке и против нее.
«Качели» — открыть широко рот, и вытягивать язык к носу, а затем к подбородку.
«Маятник» — водить напряженным языком из стороны в сторону.
«Прикуси язычок» — нужно высунуть язык и тихонько прикусить его. А теперь пусть попробует сделать так же.
«Кукушонок» — нужно открыть широко рот и высовывать язык, дотрагиваясь кончиком до верхней губы, а затем прятать за верхние зубы.
«Зубная щетка» — широко откройте рот, улыбнитесь и постарайтесь почистить зубы с внешней стороны языком.
Эти несложные упражнения подготовят язык, челюсть и дыхание ребенка к правильному произношению, а заодно и «растянут» подъязычную уздечку, если с ней возникли проблемы.
Помните, что упражнения по устранению речевых дефектов необходимо выполнять систематически. Это длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. При этом следует понимать, что для правильного формирования произношения нужно приложить немного больше усилий, чем, например, для обучения плаванию. Ведь в случае со словами акцент делается не на технике, а на развитости артикуляционного аппарата.
Причины
Предрасполагающими факторами к неправильному произношению «Р» могут оказаться следующие:
- Короткая подъязычная уздечка. Она способна ограничивать движение кончика и передней части спинки языка вверх.
- Недостаточный напор воздушной струи при произношении данного звука.
- Ограниченная подвижность мышц языка, которая приводит к невозможности занять правильную артикуляционную позицию и выполнять произвольные движения языком.
Короткая уздечка языка
Если у ребенка короткая уздечка, не требующая подрезания, то необходимо проводить работу по ее растягиванию. Она включает массаж и артикуляционную гимнастику. Производить массаж вполне можно в домашних условиях. Вам нужно ухватить уздечку большим и указательным пальцами в самом низу под языком и растирать давящими движениями. Разминать уздечку необходимо по всей длине, стараясь ее растянуть. Но будьте осторожны, не повредите её. Совершайте несколько таких движений. Через некоторое время вы увидите, что уздечка увеличилась.
В качестве примера артикуляционных упражнений по растягиванию уздечки предлагаем вам следующие:
- «Дотянись языком до носа». Нужно улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять вверх к носу, а затем опустить к верхней губе. При этом язычок не должен сужаться, а челюсти должны оставаться неподвижными.
- «Дотянись до подбородка». Улыбнуться и открыть рот. Стараться дотянуться широким языком до подбородка. Следить за тем, чтобы челюсти были неподвижны.
- «Маляр». Улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка погладить неба от зубов к горлу. Нижняя челюсть неподвижна.
Есть правила, о которых необходимо помнить родителям, чтобы не навредить своему ребенку во время выполнения упражнений:
- Нужно максимально широко открывать рот, но при этом ребенок должен дотягиваться до альвеол.
- Все упражнения должны выполняться медленно, близко к пределу возможного. Помните, во время выполнения упражнений язык может уставать, уздечка может начать болеть, поэтому необходимо давать ребенку отдохнуть.
Недостаточная сила воздушной струи
Как говорилось ранее, причиной в нарушении произношения звука «Р», может быть недостаточная сила воздушной струи. Предлагаем вам упражнения, направленные ее увеличение:
«Надуть шарики». Надуть две щеки и удерживать в них воздух.
Слабые мышцы языка
Укрепления мышц языка и развитию артикуляционной моторики способствуют упражнения, при которых язычок поднимается вверх, к нёбу. Вот некоторые из них:
- «Лошадка» — щелкать языком, растягивая подъязычную связку.
- «Индюк» — нужно быстро касаться верхней губы концом языка и сопровождать эти движения, звуками, похожими на бл-бл-бл
- «Гармошка» — притянуть язык к небу. Удерживать его в такой позиции при этом то опускать, то поднимать нижнюю челюсть.
Мнение специалистов
Логопедия — непростая наука, которая изучает произношение звуков и букв, а также фонематический слух. Развитие речи ребенка изучается в этой сфере очень подробно, для каждого звука есть определенный возраст малыша, а также допустимые временные рамки, которые выделены на его освоение.
Так для изучения и правильного произношения малышом самой сложной в освоении буквы «Р» оптимальным считается возраст до 6-ти лет. Если к этому времени ваше чадо не сумеет с ней справиться, будет произносить гортанные звуки, либо вообще не сможет приблизиться к ее правильному звучанию, то стоит обратиться к логопеду.
До шестилетнего возраста не нужно слишком давить на ребенка, следует лишь самостоятельно правильно говорить этот звук, стараясь, чтобы ваша артикуляция четко прослеживалась. Также рекомендованы врачами специальные логопедические упражнения, стишки и песенки, они помогут не только справиться с «рычащей» буквой, но и сделать речь в целом более чистой и связной.
Кроме того, вам обязательно поможет обучающая программа «Носики-курносики», с ней можно не только справиться с трудной буквой, но и научиться многому другому.
Буква Ш
Чтобы буква Ш произносилась правильно, речевой аппарат должен быть хорошо натренирован.
При верном произнесении буквы Ш язык располагается строго симметрично. Губы всегда округленные, а зубы максимально приближены друг к другу. Посередине широкого языка идет теплая струя воздуха, которую легко ощутить ладонью у рта. Голосовые связки разомкнуты.
Зачастую детям сложно выполнять подобные действия языком и губами. Поэтому встречаются разнообразные способы выговаривания буквы Ш.
- межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
- произнесение «в нос»,
- способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
- при нарушении прикуса звук похож на Ф,
- звук, напоминающий С.
Букву Ш можно научиться выговаривать дома. Для этого надо ежедневно выполнять упражнения для постановки дыхания и тренировки мышц языка и губ.
Кроме этого, обязательно нужно выполнять игровые задания для закрепления изученных навыков.
Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно, в начале занятия
Важно размять не только язык, но и губы
- Упражнения для языка:
«Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
«Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола
Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
«Гармошка». Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот
Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
- Упражнения для губ:
«Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
«Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы
Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.
Игры с буквой Ш
- Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:
Шу-шу-шу — Маша кушает лапшу. Ши-ши-ши — кашу ешьте, малыши.Шо-шо-шо – Паша пишет хорошо.
- Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.
Горох — горошек, орех — орешек, воробей — воробушек, хлеб — хлебушек и т.д.
- Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
- Песни, потешки, стихотворения.
Буква Ш — Шипящая, Иногда-Шуршащая, Часто- Шелестящая, Изредка- Шкварчащая.
Змея шипит,шипит,шипит, Полгода учит алфавит, Устала бедная уже, А знает только букву — Ш-Ш-Ше.
Шу-шу-шу — шуршала мышь, Шу-шу-шу — шумел камыш, Дятел шустрый, шалунишка, Шелушил шестую шишку. Что за шорох? Слышат уши, Кто-то дышит глуше, глуше, Кто-то машет выше, выше, Кто-то шепчет: «Тише, тише».
Скороговорки с буквой Ш
Хороший способ в увлекательной форме закрепить изученный навык произнесения буквы Ш — учить забавные скороговорки.
- Мышка кошке сшила сапожки, кошка мышке сшила штанишки.
- Шура шилом для шиншиллы в шалаше сапожки шила.
- Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.
- Кашалот не любит кашу — у него от каши кашель.
- Хрюшка Нюша мышку Машу пригласила кушать кашу. Мышка Маша хрюшке Нюше принесла кусочек груши.
- Паша Саше шьёт сапоги, а Саша Паше печёт пироги.
- Шили рубашку с кармашками, сшили, ушили, перешили, зашили, да не вышили.
Способы постановки звука Р
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка.
Постановка звука с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога.
Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка.
Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука , артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд…, ддддддд…, ддд-ддд-ддд»)
Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда аддд аддда
ддды ыддд ыддды
В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука .
Учимся дома выговаривать звук [р]
Многие родители спрашивают, как выучить букву «Р» ребенку дома. Для этого нужно делать упражнения для тренировки речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, купить домашние тетради для закрепления произношения звука и заниматься по ним.
ТОП-5 эффективных упражнений для формирования правильного произношения «Р»
Одними из лучших упражнений считаются:
- «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Упражнение лучше делать лежа.
- «Буря в стакане». Понадобятся емкость с водой и трубочка для сока. Нужно подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
- Предложить ребенку сказать д-р-рынь, при этом щекоча кончик языка ватной палочкой.
- «Барабанщик». Нужно улыбнуться и открыть рот, кончиком языка постучать за верхним рядом зубов многократно, четко произнося звук .
- «Моторчик». Предложить малышу «завести мотор» , в это время с помощью палочки от мороженого быстро делать колебательные движения по краю языка из стороны в сторону.
Техника постановки звука от логопеда
Звук ставится двумя способами: по подражанию и механическим путем. Эти два способа могут работать также в сочетании. Постановка по подражанию основана на повторении звука за логопедом. Его следует подкреплять картинкой, тогда малышу будет легче ассоциировать звук с реальным предметом.
Механический способ воздействия на речевые органы производится при помощи каких-либо приспособлений (зонд, шпатель, ватная палочка).
Постановка звука с помощью логопедического зонда
Ребенку предлагается произнести звук, при этом логопед помогает языку принять нужное положение.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы помочь малышу научиться ставить язык в правильное положение, следует выполнять комплекс упражнений:
- «Качели».
- «Маляр».
- «Посчитай верхние зубки».
- «Лошадка».
- «Грибок».
- «Гармошка».
- «Комарик».
- «Моторчик».
Взрослому желательно показать на своем примере, как делается упражнение, потом предложить малышу повторить за ним. Комплекс построен в определенной последовательности, чтобы упражнения выполнялись от простых к сложным.
Обратите внимание! В результате артикуляционной гимнастики укрепляются мышцы стенок и кончика языка
Артикуляционные упражнения для язычка помогут научить букве «Р»
Простые упражнения помогут ускорить процесс выговаривания, чтобы быстро выучить «Р». Я приведу только некоторые из них, на самом деле их очень много и найти в интернете их несложно. Давайте рассмотрим самые простые:
Чашечка
Широко открываем рот, язык кладем на нижние зубки так, чтобы он был широким, а его края приподняты.
Кошечка
Кончиком языка делаем движения, подобные тем, что делает кошечка, когда лакает молочко.
Сладкие губки и вкусные зубки
10 раз по часовой стрелке и 10 раз против часовой стрелки облизываем по кругу сначала губки, а потом зубки.
Вверх-вниз
Сначала тянемся кончиком языка к носу, а затем к подбородку. Можно устроить соревнование на то, кто сможет больше облизать свой носик и подбородок.
Очень интересно делать все эти упражнения перед зеркалом, деткам нравится глядеть какие смешные получаются рожицы, также это помогает отточить технику выполнения до идеальной.
Помните главное правило — обучение до 7-ми лет должно всегда проходить в игровой форме и ни в коем случае не принудительно, иначе рискуете выработать у малыша стойкое нежелание узнавать что-либо новое. Создавайте легкую и непринужденную атмосферу, рисуйте, лепите, читайте, слушайте все, что связано с буквой «Р» и вы очень скоро будете выговаривать ее четко и красиво.
Ну, а если вы хотите оперативно получать новые интересные материалы на тему развития детей, то подписывайтесь на обновления нашего блога. А также обязательно делитесь статьями с помощью кнопок социальных сетей. До новых встреч, дорогие друзья!
Упражнения, чтобы научить ребенка говорить звук Р
сын у мамы на коленях с книжкой в руках выполняю упражнения на освение правильного «р»
Условно разделим их на нескольких групп:
- мимические
- на растяжку языка и уздечки
- тренировки на других звуках
- использование слов, предложений, скороговорок с этой буквой
Первая группа, другими словами, кривляния перед зеркалом либо вашим лицом. Например:
- откройте широко рот и подвигайте языком вверх-вниз
- сверните язык трубочкой и продвиньте его вперед
- на улыбке через приоткрытые челюсти выньте язык и подвигайте им справа налево
Несколько примеров упражнений из 2 группы:
- подвигайте кончик языка по внутренней части верхних зубов так, чтобы он оставался прямым, без подгиба,
- вытягивайте язык подлиннее, чтобы доставать им до кончика подбородка/носа,
- совершите облизывающие движения вытянутым языком,
- зафиксируйте его кончик на верхнем нёбе и замрите на несколько секунд.
Добавим фото неоторых упражнений для наглядности:
несколько фото упражнений для разработки уздечки язычка перед произношением «р»
Третья группа:
- поцокайте языком, имитируя ходьбу лошади
- произносите шипящие звуки на выдохе
- быстро повторяйте один звук, например, «т», «д»
- протяжно повторите звенящие звуки, например, «ззз», «жжж»
Последняя группа будет рассмотрена в разделе ниже.
Обследование ребенка
Если у малыша неправильный прикус или укороченная подъязычная уздечка вам может потребоваться консультация ортодонта или хирурга. Но справиться с укороченной уздечкой можно и при помощи логопедических упражнений. При наличии в анамнезе отставания не только в речевом, но и в психофизиологическом развитии, обратитесь к неврологу. Если причиной неправильного произношения является недоразвитие речевых центров, может понадобиться медикаментозное лечение.
Для этого предлагают выполнить задания на статику, то есть удержание позы в течение нужного количества времени. Затем предлагают упражнения для диагностики артикуляционной моторики
Логопед обращает внимание на состояние мышечного тонуса языка и способность ребенка удерживать его в верхнем положении
Затем специалист смотрит сформированность речевого дыхания: он наблюдает за тем, как осуществляет малыш вдох и выдох. Для оценки силы и длительности выдоха малышу предлагают поиграть на духовых инструментах и сдуть легкий предмет (кусочек ваты, перышко).
Во время диагностики произносительной стороны речи логопед проверяет все гласные и согласные. Он просит произнести ребенка их отдельно, в сочетании с другими звуками, в словах. Потому что бывает так, что изолированно малыш произносит его правильно, а в сочетании допускает ошибки.
После обследования звукопроизносительной стороны смотрят на сформированность фонетико-фонематических процессов: узнавание нужной фонемы среди других, определение наличия нужного звука в слове и его места в нем, работа со словами-паронимами. Также оценивают состояние слоговой структуры.
Логопед проверяет импрессивный и экспрессивный словарь (понимание речи, значения слов, насколько правильно дошкольник использует слова в самостоятельной речи). Также специалист оценивает и усвоение грамматических категорий (согласование слов в предложении, словообразования, подбор синонимов и антонимов). Для оценивания самостоятельной речи малыша просят рассказать о любимой игрушке, о семье, друзьях. Используют сюжетные картинки, чтобы ребенок описал то, что на них изображено.
Такая полная логопедическая диагностика позволяет составить коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Потому что неправильное произношение часто является частью более сложного речевого нарушения. Цель занятий с логопедом – это ввести ребенка в нормальную речевую среду и максимально исправить дефект.
Скороговорки, слова, стихи на букву Р для детей
мама с дочкой лежат на полу у раскрытой книжки и разучивают слова с буквой «р»
Наработки логопедов по совершенствованию звучания детского «р» внушительны.
Так на страницах книг этих специалистов вы найдете и слова, и скороговоркой, и стихи с изобилием «р».
Однако без вашего, родительского, участия в выполнении упражнений ребёнку будет трудно научиться правильно его озвучивать.
Слова:
- трамвай
- другие
- работа
- ромашка
- ворона
- трактор
- ведро
- рыба
- роза
- рыжик
- ракета
- рука
- рис
- рубашка
- ряд
- рукав
- размер
- ремень
- карман
- рептилия
- радар
- трава
- дрова
- дерево
- друг
- дрель
- дрозд
- шарик
- корова
- труба
- время
- забор
- бурундук
Скороговорки:
- Как под горкой на пригорке жили 33 Егорки.
- На дворе трава, на траве двора, не руби дрова, на траве двора.
- Едет Грека через реку, видит Грека — в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 1
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 2
примеры скороговорок для детей на разработку правильного произношения буквы «р», пример 3
Стихи:
Ра-Ра-Ра, Катюше спать давно пора; Ро-Ро-Ро, на полу лежит ведро; Ры-Ры-Ры, вокруг летают комары; Ри-Ри-Ри, прилетели снегири; Ор-Ор-Ор, мы быстро подмели весь двор; Арь-Арь-Арь, на столбе горит фонарь.
Кар! — Кричит ворона — Кража! Караул! Грабеж! Пропажа! Вор прокрался утром рано, Грош украл он из кармана!
Карандаш, картонку, пробку И красивую коробку! Стой, ворона, не кричи. Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана, У тебя ведь нет кармана! Как?! — подпрыгнула ворона И моргнула удивленно:
Что ж вы раньше не сказали?! Караууул!!! Карман украли!!!
примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 1
примеры стихотворений с буквой «р» для детей, пример 2
Итак, мы рассмотрели причины и способы устранения такого речевого дефекта у детей, как неправильное произношение звука «р». А также пополнили свою копилку словами, скороговорками и стихами с этой буквой.
Будьте терпеливы со своим ребёнком всегда и особенно во время занятий по правильности произношения слов родного языка.
Общение с логопедом
Родители должны понимать, что в их силах научить ребенка правильно произносить литеры, однако посещение логопеда также необходимо. Дело в том, что специалист сможет проверить уздечку, фонематический слух, горловой тонус, благодаря этой диагностике, он точно выявит причину затруднений в вашем случае. Также логопед сможет составить правильную индивидуальную систему упражнений, которая позволит Вашему ребенку обучиться четкой речи.
По показаниям специалиста родители должны будут заниматься с малышом артикуляционной гимнастикой. Если у них на это не хватает времени или не получается выполнять занятия, то лучше договориться с логопедом о частных уроках
Важно не пускать ситуацию на самотек.
Нужно первый визит к логопеду планировать в возрасте после двух лет. Это может быть плановым обходом перед детским садом
Желательно, чтоб, кроме встречи с логопедом, ребенка осмотрел невропатолог, ведь необходимо исключить и патологии головного мозга.
Советы
- До двух лет не стоит настаивать на том, чтоб карапуз начал выговаривать сложные звуки. Родители должны понимать, что в первую очередь, малыш будет произносить простые.
- Когда малышу исполнится пять лет, самое время начать активно изучать правильное произношение буквы р. Желательно, чтобы занятия проходили в игровой форме, ребенку будет интереснее.
- Запаситесь терпением. Вам предстоит нелегкий труд, но при соблюдении всех правил, при Вашей настойчивости впереди ждет успех. Если проблема в уздечке, необходимо обратиться к хирургу, поговорить об устранении этого дефекта.
- Занятия должны быть ежедневными, обязательно в одно и то же время. Большие разрывы между тренировками сведут на нет все успехи.
- Идеально, чтоб упражнения малыш делал перед зеркалом или старался повторять за взрослым, подражал ему. Хоть занятия должны быть ежедневными, но проводиться недолго, чтоб малыш не утомился.
- Чтоб ребенок достиг результата, надо научиться делать хороший выдох. С этой целью можно использовать мыльные пузыри малыш научится делать выдох, выдувая пузыри. Также может помочь шарик от пинг-понга, пусть ребенок при помощи дыхания постарается задуть его в ворота. Данное упражнение позволит правильно организовать воздушную струю.
- Время для занятий выбирайте спокойное, когда малыш в хорошем настроении.
- Упражнения должны быть в игровой форме, чтоб ребенку было интересно. В противном случае, карапуз не будет заинтересован в занятиях, очень быстро потеряет к ним всякий интерес.
- Обязательно хвалите малыша за его успехи, даже если они незначительные.
- Если у ребенка совсем не получается, не нужно его упрекать и насмехаться над ним.
- Недопустимо сравнивать свое чадо с другим малышом, ведь так не избежать развития низкой самооценки и ряда комплексов.
- При общении с ребенком не нужно сюсюкать, как-либо искривлять слова, ведь ему будет сложно понять, почему Вы требуете от него правильного произношения, когда сами говорите неверно.
- Первым делом необходимо произносить сам звук, после этого можно перейти к мягкому звуку, далее следует начать употребление звука в слогах, следующим этапом является переход к словам, затем скороговоркам.
https://youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A
Теперь Вы знаете, как быстро научить малыша говорить р. Помните о том, что лучше посетить логопеда даже, если уверены, что сможете справиться своими силами. Не забывайте, что родители не всегда могут правильно определить причину речевого отклонения. Помните, что занятия с ребенком нужно проводить ежедневно, но не стоит его сильно переутомлять.
Почему ребенок не говорит букву «р»?
Ребенок только учится управлять своим языком, поэтому в отличии от взрослых произношение многих букв для него — целый труд.
Причины, по которым ребенок не может правильно выговаривать букву «р», заключаются в следующем:
- Физиологическое строение языка. Эта причина рассматривается, как правило, в первую очередь. Речь идет о подъязычной уздечке. Бывает, что язык попросту не достает до неба, тем самым звук «р» получается картавым. Существует практика подрезания уздечки, однако в последнее время логопеды чаще практикуют исправление уздечки специальной гимнастикой для растяжения
- Малоподвижность артикуляционного аппарата (другими словами, малоподвижный язык). Данная сложность заключается в недостаточной разговорной практике. Чем меньше ребенок разговаривает, тем медленнее развивается амплитуда языка, его вибрация. Чтобы это исправить, нужно в игровой форме «заставлять язык работать». Пусть ребенок пробует достать язычком до носа, скручивает его трубочкой, вертит им влево-вправо. Такие упражнения пойдут на пользу
- Нарушение фонематического слуха. Ребенок слышит речь взрослого человека, а затем пытается ее быстро воспроизвести. В результате он путает звуки «д» и «т», «я» и «а», «у» и «ю». Также вылетает из слов звук «р»
- Физиологические особенности дыхания. Некоторые заболевания (насморк, заболевания сердечно-сосудистой системы, увеличенные аденоиды) влияют на дыхание, таким образом оказывают воздействие на речевое дыхание. Исправить это возможно. Но не самостоятельными усилиями, а с помощью логопеда. Логопед назначает специальную гимнастику для развития нормального произношения
Выговаривать букву Р дети начинают к 5-6 годам
Возможно, у вашего ребенка случай с особым строением уздечки, этот вариант нужно исключить. Если специалист установил, что физиологических проблем нет, можно попросить у него рекомендации для упражнений.
Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите
Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки
И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Автоматизация звука [р] в речи
Автоматизацию звука начинают тогда, когда малыш уже сам может четко сказать «Р». Теперь ребенка нужно научить пользоваться им во фразовой речи. Работа по автоматизации состоит в том, что поставленный звук сначала произносят в слогах, потом в словах, далее в предложениях и в самостоятельной речи.
Автоматизация звука в слогах должна проходить в строгой последовательности: «Р» в начале слога, в конце слога, в середине слога, в стечении согласных. При автоматизации звука в словах стоит придерживаться этого же принципа. Чтобы поддерживать интерес малыша к занятиям, ему предлагаются картинки, в названии которых присутствует буква «Р».
Занятия с наглядным материалом
Чистоговорки и скороговорки
Затем ребенку предлагают повторять за взрослым предложения со словами, в которых есть звук . Начинают с простых чистоговорок: ра-ра-ра – у лисы нора.
Затем можно переходить к скороговоркам – коротким стихотворениям, в которых почти в каждом слове есть буква «Р».
Логопедические песенки
Можно предложить малышу пропевать слоговые песенки, например, ря-рё-ри-ре, ырь-урь-арь-эрь и т.д. Популярны также короткие песни, текст которых содержит слова с буквой «Р».
Ребенка можно научить говорить букву «Р» правильно при соблюдении условий: следование рекомендациям логопеда, правильное выполнение упражнений, регулярные уроки, положительный настрой взрослых и малыша.
Возможные причины
Родители могут рано ждать от своего малыша правильное произношение буквы р
- Ранний возраст. Ребенок не говорит р до пяти лет – это нормально. Но не все родители об этом знают и начинают паниковать раньше времени. Лишь в четыре — пять лет ребенок должен научиться правильно произносить буквы, их большинство. Что касается литеры р, то с ней нормальным будет возраст до шести лет.
- Наличие неразвитой или очень короткой уздечки, которая находится под языком ребенка. Она возможности карапуза языком достать до неба. Проблему не удастся решить в домашних условиях, обратиться к специалисту необходимо.
- Привычка. На самом деле малыш уже может правильно произнести р, но не получается употреблять ее в словах. Так может происходить по причине того, что ребенок привык искажать слова, а также, когда родители не исправляют малыша при неправильном произношении — он считает, что правильно говорит.
- Речевое дыхание. У карапуза могут иметься проблемы с органами дыхания, в частности, с носоглоткой, а именно хронические недуги, например, аденоиды, что и будет препятствовать нормальному произношению буквы. В такой ситуации не обойтись без консультации врачей, правильной постановки диагноза, начала лечения.
- Особенности речевого аппарата. Проблема выговаривания отмечается при малой подвижности артикуляционного аппарата. По этой причине у ребенка не получается придавать верное положение губам и языку.
- Патологические процессы в головном мозге. Не обойтись без общения с неврологом.
- Проблемы с фонематическим слухом. В такой ситуации, как правило, проблема наблюдается не только с литерой р, малыш путает и другие буквы.
Причины неправильного произношения звука
Многие родители начинают переживать, если ребенок вместо «р» говорит «л» или проглатывает данный звук. Но нужно помнить, что до трехлетнего возраста выговаривать сложную букву крохе трудно. Необходимо набраться терпения, заниматься с малышом.
Распространенные ошибки малыша при произношении «р»:
- замена звука «р» на «л», «ы», «й»;
- гортанное произношение буквы;
- скомканное окончание звука;
- выговаривание буквы с вибрацией.
Неправильное произношение «р» может быть вызвано такими причинами:
- родители говорят сокращениями, проглатывают сложные звуки. Поскольку для ребенка нет хорошего примера произношения «р», он не может правильно выговаривать слова с данной буквой;
- во время разговора кроха дышит прерывисто, а не ровно и плавною;
- ребенок еще слишком маленький для того, чтобы правильно выговаривать букву «р»;
- мышцы языка, губ и неба развиты недостаточно хорошо для произношения сложных звуков. Проблема решается укреплением мускулатуры органов речи, лица при помощи специальных упражнений. Чем лучше будут развиты мышцы, тем четче станет речь;
- неправильное фонематическое восприятие. Услышанные слова малыш интерпретирует неверно. Это может показаться родителям забавным. Но, произнося неправильно из раза в раз слова, ребенок начинает искажать их все чаще и сильнее;
- мама с папой редко общаются с малышом лицом к лицу. Кроха не видит движения губ при произношении буквы «р»;
- малыш подражает тем людям, которые не могут выговаривать правильно слова с буквой «р»;
- короткая, неразвитая уздечка языка. Это ограничивает подвижность органа ротовой полости: ребенок не может дотянуться им до верхнего неба, чтобы воспроизвести звук. Данное состояние считается врожденным пороком. Развить уздечку можно при помощи специальных упражнений, речевой гимнастики. В тяжелых случаях ситуация исправляется лишь оперативным способом;
- имеются нарушения функций коры головного мозга. Без помощи медиков в этом случае не обойтись;
- в семье, в которой растет малыш, наблюдается неблагоприятная обстановка;
- нарушенное дыхание. Когда во время разговора воздух из ротовой полости уходит в неправильном направлении, тогда звуки произносятся неверно. Часто дошкольники выговаривают букву «р» в нос. Причина может заключаться в слабой работоспособности легких, аденоидах, проблемах с сердцем и сосудами, рините.
Звук «р» дети осваивают позже остальных. Но, если же в 5-6 лет ребенок не может произносить правильно слова с такой буквой, тогда стоит обратиться к логопеду.