Обзор на мультфильм Пароходик Вилли – чем он так хорош?

Под Новый год лавина произведений 1928 года стала общественным достоянием, авторские права на которые истекли через 95 лет. Почти восьмиминутный мультфильм Уолта Диснея “Пароходик Вилли” привлек непропорционально большое внимание прессы, потому что это было первое появление персонажа, который впоследствии стал Микки Маусом.

Через несколько часов мы узнали о двух предстоящих фильмах ужасов с участием Вилли или, по крайней мере, персонажа, похожего на Крика, в маске Вилли. Это последует примеру “Винни-Пуха: Кровь и мед”, фильма ужасов, который вышел вскоре после того, как год назад первая книга А. А. Милна стала общественным достоянием.

Среди других литературных произведений с предыдущими кино- и телевоплощениями, перешедших в общественное достояние в этом году, – “Питер Пэн” (правда, только в США), “Тарзан: Повелитель джунглей”, три ранних приключения Харди Бойса, загадка Агаты Кристи и “Любовник леди Чаттерлей”.

Что касается парохода Вилли, то, помимо фильмов ужасов, Рубен Боллинг объявил, что Вилли – новый персонаж в его долгоиграющем комиксе Tom the Dancing Bug; в нем представлены шесть горячих версий персонажа, которые компания Walt Disney никогда бы не допустила. Кроме того, Рэнди Милхолланд (создатель газетной полосы “Попай”) запустил блог “Mousetrapped” с более невинными (но все же более жесткими, чем у Disney) взглядами на персонажа.

Признавая, что вкус не учитывается, пока что моя реакция на различные адаптации персонажа Steamboat Willie такова: “Хо-хо”. Конечно, это только начало, и забавно заставлять Вилли говорить вещи, критикующие корпоративную практику Disney, укладывать Вилли и его подружку в одну постель или использовать Вилли в ужасах – самом далеком от диснеевских ощущений жанре. Но это не заставило меня подумать: “О… мило”.

Я не думаю, что то, что “Пароходик Вилли” стал общественным достоянием, настолько важно, как об этом говорят СМИ. Это происходит по трем причинам:

Первая: “Пароходик Вилли” – неинтересная история, а будущий Микки – неинтересный персонаж. Вилли – обычный озорной проказник, который не очень хорошо справляется со своей работой в качестве второго банана на пароходе, как Гиллиган. Вилли и будущая Минни исполняют глупую музыкальную версию “Индейки в соломе”, используя в качестве инструментов различных животных. Это мило, но в ней нет ничего особенного, что мог бы адаптировать другой художник.

Одна из причин, по которой мультфильм так знаменит, заключается в том, что он стал большим техническим прорывом, добавив синхронизированный звук. Другая причина заключается в том, что Вилли стал семенем, которое превратилось в культового Микки, но это не делает семя убедительным, кроме как по историческим причинам.

Даже зрелый персонаж Микки Мауса не так уж интересен: Микки, как правило, является спокойным центром, вокруг которого вращаются выходки его более возбудимых приятелей (Гуфи, Дональда, Плуто). Я смотрел множество диснеевских мультфильмов со своими детьми, когда они были маленькими, но, оглядываясь назад, могу сказать, что единственной захватывающей историей с Микки в центре была сцена из “Фантазии” (1940 год, так что она станет общественным достоянием только в 2036 году), где Микки играет ученика колдуна под музыку Поля Дукаса.

Во-вторых, хотя компания Disney известна яростными судебными процессами по защите своих торговых марок, персонаж уже много лет является объектом пародий (например, эпизод “Симпсонов”, вышедший до того, как Disney купила Fox).

В первом фильме “Шрек” (2001) студии DreamWorks Animation были явные пародии на диснеевских принцесс, но поскольку источники Золушки и других Золушек из сказок Гримма давно стали общественным достоянием, Дисней не мог возражать, поскольку версии Шрека были ближе к Гримму, чем к Диснею, хотя и явно узнаваемы.

Даже без прямой пародии на Микки, других мультяшных грызунов из Диснея и других стран (например, Джерри из “Тома и Джерри” или Элвина-бурундука) предостаточно.

В-третьих, если бы в версии Микки Мауса из “Парохода Вилли” были повествовательные богатства, то компания Walt Disney Company уже воспользовалась бы ими за 95 лет, в течение которых она контролировала персонажа.

Мы уже видели, как Disney поступает с другими персонажами. В фильме “Кристофер Робин” (2018 год, за пять лет до того, как книги Милна перешли в общественное достояние) повзрослевший Кристофер (Юэн Макгрегор), теперь женатый и с детьми, воссоединяется со своими детскими друзьями-чучелами для нового приключения в реальном времени. Это был прекрасный фильм, соответствующий диснеевской атмосфере. Если бы авторские права на Винни-Пуха истекли раньше (до принятия закона о продлении срока действия авторских прав это могло произойти уже в 2006 году: Через 50 лет после смерти Милна), то мы могли бы увидеть такой фильм, как “Кристофер Робин”, снятый на 12 лет раньше и другой студией. Конечно, версия Lionsgate могла бы быть немного более жесткой (хорошо ли это?), но Disney продолжает процветать спустя 100 лет, потому что она мастерски умеет рассказывать истории.

Поскольку Disney контролирует Винни-Пуха с 1961 года, студия уже извлекла очевидную повествовательную ценность персонажей, оставив только контринтуитивную или неочевидную ценность, следовательно, фильмы ужасов с диснеевскими персонажами теперь, когда Вилли стал общественным достоянием.

Другими словами, в ближайшее время ничего интересного с Пароходиком Вилли не произойдет, кроме конечно же возможности зарабатотать деньги производителям игрушек, сувениров и одежды https://keltr.ru/futbolki/parohodik-villi/ с изображениями, которые стали свободными для использования в том числе и в коммерческих целях. Я подозреваю, что для того, чтобы мы увидели что-то захватывающее, потребуется художник, работающий с совершенно новой технологией и ищущий в старой истории новый смысл. Это может выглядеть как иммерсивное развлечение смешанной реальности, управляемое генеративным искусственным интеллектом, где игрок становится Вилли, используя тактильные ощущения для игры на виртуальных инструментах. Это было бы техническим достижением, как оригинальный мультфильм со звуком 1928 года.

Переход Steamboat Willie в общественное достояние спустя 95 лет не является победой для общественного достояния: это слишком мало и слишком поздно. Когда я писал эту статью, мне на ум пришел куплет из песни Стинга “All This Time”:

Блаженны бедные, ибо они наследуют землю.
Лучше быть бедным, чем толстяком в игольном ушке.
Когда эти слова были произнесены, я клянусь, что слышал, как старик смеялся:
Что толку от этого мира, и как он может стоить того, чтобы им обладать?

Только в данном случае вопрос в том, что хорошего в использованной мышке и как ее можно приспособить?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий